Dixi

Архив



Талант и мастерство

 

Прежде всего хочу поздравить организаторов конкурса, редакцию и всех участников с юбилеем!

И ещё хочу поделиться мечтой: хотя бы не каждый год, хотя бы время от времени иметь возможность снова сюда «приходить»: не просто чтобы почитать, но и для того, чтобы поучаствовать.

Мне кажется, именно благодаря решению допустить к соревнованиям победителей прошлых лет в этом году так много сильных работ. И будут интересные книги.

Некоторые рассказы этого года вызвали потрясение, или восхищение, или — и то, и другое.

«Одна ночь» Надежды Артёмовой. Мастерство: сочетание силы, точности и утонченности. Сама семейная история стоила бы того, чтобы ее рассказать, даже если бы коронавируса не было. Но все же это было бы не то. А здесь — общее и частное сплетено в один узел. Воздействие опасности на каждого человека, его быт, жизнь, систему оценки ценностей — это сегодня касается всех. У каждого всё будет по-своему, и мы через это только начали проходить. Но не назову рассказ «злободневным»: думаю, он будет интересен если не всегда (вечность за пределами вероятных прогнозов), то очень долго, и самым разным читателям.

Восхищает, как эта вещь сделана. Читатель имеет возможность увидеть и почувствовать происходящее глазами каждого персонажа, смена «точки отсчета» происходит достаточно неожиданно, и повороты сюжета не прогнозируются. Все повторы (жестов, оценок, реакций, и т.д., и т.п), на мой взгляд, более чем уместны — они необходимы, на них всё строится. Смысл мимо читателя не пройдет.

«Сынок» Юрия Гончаренко — доказательство тому, что для писателя нет ограничений и нет запретных тем, вопрос — как и зачем на ту или иную тему писать. Написано объемно, точно. Чувствую неравнодушие и боль.

«Шоколадный заяц» Олега Сафонова. Честно говоря, рассказ здорово задел: встречала и блестящих, самоотверженных, умных и т.д., и т.п. учителей, и, увы, педагогов разной степени деградации, но такого цинизма … не довелось. При этом однозначно веришь автору.

А вот две работы с иным вектором, которые «берут» совсем другим. «Янины январи» 100 Рожевой — движение человека через эпохи, чудо любви, заботы, доброй силы настоящей женщины. Счастье, что есть такие люди и такие рассказы. Жить хочется. Причём — достойно и радостно. Какими бы ни были внешние обстоятельства. Автор очень сильный, её работы всегда притягивают.

Анна Швецова-Рыжикова «Черёмушка». Любовь — сила непобедимая. Спасибо за доверие к читателю и смелость: не каждый решится на такую безоглядную искренность. Сил и счастья вам!

Восхищение — как всегда — вызывает увлеченный, даже азартный разбор работ — труд Сергея Кардо и Маргариты Брик. Спасибо!!! Умение так читать — это и талант, и мастерство.

Но прозу судить и о прозе судить, мне кажется, в каком-то смысле легче, чем найти объективную точку отсчета, оценки при анализе поэтических произведений. При всем уважении к подходу Юлии Землянской, при всём уважении к проделанной Юлией работе, при том, что полностью разделяю восхищение стихами Павла Антипова и Анастасии Губановой, считаю несколько заниженной оценку творчества Екатерины Столетовой и Любови Шалабаевой.

Конечно, понятие «качественная поэзия» представляется куда более убедительным, чем взятые «с потолка» субъективные оценки. Но попытка «алгеброй гармонию поверить» вызывает некоторые вопросы. При этом, несомненно, стоит поверять — но это лишь один из инструментов. Гарантировать некоторую объективность восприятия чужого творчества может, думается мне, лишь большой читательский опыт и широкий диапазон «приятия» разных индивидуальных стилей: когда человек «присвоил», то есть прочёл, осознал, прочувствовал значительное количество разнородных качественных текстов, у него неизбежно появятся некоторые ориентиры, но даже в этом случае от субъективности никуда не уйти. Поэтому у меня есть основания думать, что в оценках Юлии — при ее несомненном огромном читательском опыте и вкусе (и стихи у нее, кстати, очень хорошие — на мой взгляд) — всё же присутствует некоторая доля субъективности, что, повторюсь, нормально и неизбежно.

Любые оценки воспринимаются авторами как отзывы читателя, а читатель для пишущего — это собеседник, и обратная связь всегда на вес золота, особенно если еще не обретена широкая читательская аудитория.

Поэтому мне хотелось бы рассказать о своем читательском восторге при чтении стихов, чтобы полюбившиеся мне поэты знали, что и их стихи могут вызывать ничем не замутненное, без оговорок, восхищение и благодарность читающего.

У Екатерины Столетовой просто не увидела «бросовых» стихов, недостойных внимания читателей: форма соответствует содержанию. «В минуту жизни трудную» буду читать именно стихи Кати. В них и мягкость и сила, и нежность и стойкость. Точный и внимательный взгляд на мир. Зачем мы стихи читаем? Да чтобы обрести еще одну пару глаз! Смотреть на мир глазами Кати — приключение: рутинные действия, ежедневные дела, простые предметы как в сказке становятся волшебно неожиданными! Но стихи Кати знаю и люблю давно, и вообще, признаюсь, мы лично знакомы :). Так что даже намека на объективность от меня в этом случае ждать нельзя. Лучше процитирую по памяти отзыв одного из членов жюри прошлогоднего конкурса, на котором Катя, на мой взгляд заслуженно, заняла первое место: «Просто — поэт». Подборка этого года — по моим ощущениям — не слабее.

А вот творчество Любови Шалабаевой для меня стало открытием. При этом почему-то уверена, что автор очень хорошо понимает, что делает с ритмом и рифмой. И убеждена, что смешение стилей — это, во-первых, характерная для речи современных образованных людей черта (отраженная, кстати, и в публицистике, и в большой литературе разных жанров), а во-вторых — святое право автора.

Меня повел за собой неспокойный ритм этой поэзии (неровное дыхание = неравнодушие — пытаюсь честно и по возможности точно передать особенности своего восприятия), привлекла искренность, трепетность, чистота, честность и сила. Я услышала мыслящего, неравнодушного, просто очень хорошего человека. Очень рада, что издательство включило эти стихи в сборник! Они стоят того, чтобы их читали. И еще: мне представляется, что подборка стихов Любови Шалабаевой этого года значительно сильнее, чем прошлогодняя. Не знаю, права ли — поэзия все же воспринимается всегда очень субъективно, — но если права, то это тоже о многом говорит.

Большое спасибо всем — и редакции, и жюри, и участникам конкурса!

Надеюсь — до новых встреч!

С уважением и благодарностью,

Ольга Чубарова

           

От редакции в качестве постскриптума:

Материал этот был написан чуть раньше, но мы посчитали правильным дать его лишь после обнародования итоговых результатов конкурса. Ровно таким же образом мы поступим вскоре с еще парой писем.

И ждем от вас критики, рецензий, размышлений.

 

           

 
html counter