Литературный четверг
Новые писатели - 2022
Архив - 2021
Литобъединение
Архив - 2019
Архив
Литературное агентство
О ритмике и размерности
Прочел о своей подборке следующее: «ритмика и размерность, что называется, «хромают». Начинается произведение «за здравие», на протяжении большей его части сохраняется ровный ритм, но под конец вдруг меняется размер, и ритм начинает «хромать», что смазывает впечатление от стихотворения».
Я обычно не занимаюсь ответами на критику и литературной полемикой, но в данном случае речь идет о технике стиха. Как я понял, упрек состоит в том, что у меня не выдерживается размер и ритм (очевидно, имеется в виду метр, или метрический ритм стиха). Это серьезно. Я сам пишу в разной технике. Чаще всего силлаботоника (где я использую все метры вплоть до пеонов), но и разные тонические формы люблю тоже. Особенно дольники (тактовик и акцентный стих у меня редки). Что до размеров, то я использую разные, в том числе длинные (пятистопные трехсложники, например), а также смешанные — чередования длинных с короткими, а иногда у меня бывают и клаузульные усечения — это когда последняя строка четверостишия на стопу короче предыдущих.
К чему это длинное и, вероятно, скучное объяснение? К тому, что в моих стихах, представленных в подборке, технических нарушений нет. Возможно, за технические огрехи приняты сложные тонические метры (дольник, акцентный стих), а за смену размера — усечение строфы (клаузульная строфа). На всякий случай даю перечисление метров, и, где возможно, размеров своих стихотворений конкурсной подборки.
1. «Я поеду последним поездом» — на трехсложной основе, три икта. 2. Над Волгой — четырехстопный ямб. 3. «В этом городе старом» — дольник на трехсложной основе, пять иктов. 4. «Копали траншею» — четырехстопный амфибрахий 5. «Письма больше не возвращались» — единственный здесь пример акцентного стиха, не сводимого к «размерам». Вольный акцентный стих, от трех до четырех иктов. 6. «Это где-то на Севере» — чередование четырехстопного и трехстопного анапеста. Трехстопник — в четвертой и восьмой строках каждой строфы. По сути — сдвоенные клаузульные четверостишия. 7. «Надышаться полынного духа» — трехстопный анапест. 8. «Слов осенняя зрелость» — пятистопный анапест.
Все данные технические приемы и формы стихосложения давно узаконены в теории русского стихосложения. Кому интересно, могу порекомендовать работы М.Л. Гаспарова:
Очерк истории русского стиха. Метрика, ритмика, рифма, строфика. М.: Наука, 1984. Русский стих начала XX века в комментариях: Уч. пособие. М.: Фортуна Лимитед, 2001.
Никита Брагин |