Литературный четверг
Новые писатели - 2022
Архив - 2021
Литобъединение
Архив - 2019
Архив
Литературное агентство
Юрий ГОНЧАРЕНКО (г. Днепр, Украина)
ЗАЛ ОЖИДАНИЯ Зал ожидания. Снова бесстрастный дискант куполом гулким скользнёт и прокатится эхом… Зал ожидания, я при тебе — квартирант; скорый мой поезд в дремучие дали заехал.
Скорый мой канул, как в дырку сквозную пятак, сгинул в тумане в краю сердоликовых сосен. Я констатирую трафика грустный этап: четверть девятого… зал ожидания… осень…
Так отчего ж не вернуться в оставленный дом, сбросив билет, как чинарик, в промозглое утро?! Рядом посадка. И мы с грустной завистью ждём: зал ожидания счастья, тепла и приюта.
Вольному воля. А путь обрятущему — рай. Нервными струнами всхлипнут колейные жилы… Зал ожидания, помни меня и встречай старой истории новых своих пассажиров.
ЗАДНИЦА Кошусь на задницу в толпе коронавирусной, И пальцы загибаю втихаря. А за спиной сквозь зубы говорят, Что остановлено метро и цены выросли, Что на районе вечером шалят Какие-то придурки малолетние, Которым пофиг, что чума, что Судный день. И что сползает тихо набекрень, Небрежно от рождения прицеплена, Родная крыша как со стапелей
Линкор. А солнце в небе дразнится — Бесстыжих кос распатланая медь. Эх, мне б сейчас вон ту, крутую задницу! А там что будет… Жить ли, помереть — Чего о том бессмысленно печалиться? Удила рвать и сучить стремена… Ведь в этой заднице и заключаются: И суть, и смысл, и стимул, и весна.
И я стою, небритым щурюсь увальнем, В толпе людской блаженный идиот. И глупый стих, мгновением придуманный, Под кадыком бессовестно поет.
НАСТОЯЩИЙ ПОЛКОВНИК Настоящий полковник — спина как палка, волосы — жесть, Поскребет темной ложкой по донцу своей души. Ссыплет бережно крошки бессонницы, хлопья ржи. И потом, не мигая, будет в упор смотреть, Как проносит течение мимо тела солдат: Может вражьих, может, мальчишек его полка… Одинаково вниз орденами несет река, Уровняв без затеи в единый немой парад.
Настоящий полковник, ты только и жив ожиданьем письма Все похожие эти, как спины трупов, пятнадцать лет. Но письмо — приговор. Это значит — надежды нет. И ты слишком неглуп, чтобы этого не понимать.
Настоящий полковник, твой случай, увы, не нов. Но ты знаешь: лишь только закроешь глаза — конец. И настойчиво ждет долгожданного знака свинец В двух упрямо взводимых гирях стенных часов.
ТЕНЬ Меж вольнодумством стиха и степенностью прозы радужнокрылой беспечной скользишь стрекозой: над колокольцами рифм, над плетущейся розой цепких метафор, фантазии гибкой лозой — шепотом строк, многоточьем невидимой выпи, бритвою листьев — до крови — поди, только тронь! Только черкни — и слова превратятся в огонь, если сегодня, как давеча, сдуру не выпил больше того, что способен в себе уместить…
Если же нет, то удел твой — болотная сыть, холод ведра и манящий навес сеновала. Вон, стрекоза, посмотри, видно тоже устала целое утро над зеркалом пруда кружить. Села и сгинула. Пала в зеленую сеть, легкою тенью, с задумчивым ветром не споря. Было, и нет её. Только колышется море спелою рябью роняя кипящую цветь.
ОРФЕАДА Со склонов Парнаса — обители граций и муз, Внимая напеву бродяжьей пастушьей свирели, Я с тайною грустью на спящую землю гляжусь, Что в дымке покоится, будто дитя в колыбели. Мало́е дитя… Я и сам уподоблен ему, Оставив отныне любезные сердцу игрушки, Тоскую и маюсь, не ведая сам почему, И в жарких объятьях, и в дружеской буйной пирушке. Угрюм и рассеян, безумен и страшен на вид, Блуждая ночами в пустынных урочищах диких, Готов снизойти даже в мрачный глубокий Аид, Чтоб там, средь теней, отыскать мне свою Эвридику.
Бессильны мольбы. И закрыты врата у тюрьмы. И поиски тщетны, и смертного тщетны старанья. Великие боги, в своём отрешенье немы, Меня обрекают на вечные в мире скитанья. А «мира» от «моря» — границы не ясна черта, И букв сочетанье — одной только гласной отличье; И я выбираю натянутые паруса, Их предпочитая натянутой маске приличий.
По пенистой глади скользя, легкокрылый «Арго» В туманной дали оставляет родную Элладу, Свободный, как чайка. И мне, кроме ветра и волн, В полёте своём, ничего, как той чайке, не надо. Не надо мне слов, и не надо мне музыки, друг; Того и другого в избытке у вечного моря. Я слушаю музыку волн, я шепчу тишину В часы пробуждения розовокудрой Авроры. И в полночи час, в отраженье далеких светил, Под брызги солёного ветра и пенье оснастки, Внимаю недвижно безумной эоловой пляске, На мачту скрипящую молча спиной опершись…
Ни Сцилла с Харибдой, ни чары сирен не страшны, Пока гладь лазурную надвое режет форштевень, Пока ветер в спину, и крепкие руки дружны, И опытный кормчий обходит коварные мели. Но только лишь парус повиснет с ослабленных рей, Но только лишь вёсла опутает тиною вязкой, От чар избавляясь, я, как медногласый Орфей, Ударив по струнам, сомлевших бужу аргонавтов. И подняты веки, и струнами шкоты поют, И мышцы упругие, новую чуя работу, Блестя под лучами жемчужными каплями пота, Бросают «Арго» на тугую течений струю…
И вновь перед нами морская бескрайняя синь. И роза ветров осеняет безумцев дороги. Такой уж удел нам, скитальцам, отмеряли боги. И мне, видят боги — их не о чем больше просить.
ЭРОТУ Мой лукавый мальчишка Эрот, Ну, куда ты девался? Куда Улизнул от меня, позабыв про колчан и про стрелы? Где резвишься, не зная забот, У покрытого ряской пруда, Заплетая в кудряшки созвездья кудрявой омелы?
Там кукушечий полдень высок. Там кузнечиков хрупкий трезвон. Там так сладко кусать, на цветущей траве разметавшись, Замеревший у губ колосок, Сам не веря, как страстно влюблен В этот купол небес, стрекозу и притихшую чащу.
Мой кудрявый надменный герой, Я молю, возвращайся скорей! Натяни тетиву, тихий стон сухожилий исторгнув, И поющей летучей стрелой Это глупое сердце пробей, Чтоб оно не рвалось от приливов немого восторга.
Мой коварный и преданный друг! Я кричу в безответную синь, Я стучу в небеса, как бродяга в закрытые двери, Задыхаясь от сладостных мук… Так чего же мне больше просить? Если меньшее даже, и то удержать не сумею.
ОКИНАВА Эй, брат Кусто, что там шипит акустик в щупальцах ламинарий на Муруроа? Кинга не будет. Акустик откусит провод: как макарона провод зубам искусным. Мир оборвется, пробкой взлетит наружу; что ж не летать, коль «ружи» — две мегатонны? Как благодать с неба сойдут муссоны, если кессоны жертву не обнаружат.
Что говорит? К зюйду дрейфуют льдины? Мир вверх ногами… Знаешь, а что, красиво. Умку несет желтое Куросио, через фарватер траверзом на Мальвины[1]. Но не дождется Фолкленд своих камрадов; грохнет навзрыд кастаньетами и гитарой. Льдину поймает хуком в скулу «Титаник», гордо уйдя в пучину с поднятым флагом…
Что, брат Кусто, постоянством не купишь славы? Трап уберешь. Законопатишь люки. Курс на Перл-Харбор… с чертом! Держитесь суки! Небо рождает солнце над Окинавой…
|