Dixi

Лауреаты. Возвращение

Архив

Интернет-магазин


Как издать книгу: литературные агентства и агенты

Книга

Всем доброго дня.

Продолжаю тему, поднятую в недавней моей статье. Как вы, надеюсь, помните – я пообещал рассмотреть более-менее значимые и доступные способы издать свою книгу. Как платные , так и бесплатные.

В первой части этого «цикла» я попытался рассказать о реалиях самообращения в издательства. Насколько я понял ваши комментарии, тема многим понравилась и вы ждете продолжения. Вот и оно, собственно.

В условном нашем списке, в качестве второго пути я привел обращение в литературное агентство, либо к литературному агенту.

Так уж сложилось, что сам лично я к услугам агентств не прибегал, но имел, да и имею, так сказать, радость плодотворного с ними сотрудничества в несколько другой сфере, нежели конкретно издание книг. Подробности чуть ниже, так как имеют отношение к сегодняшнему вопросу.

С литературным агентом мне довелось общаться по месту прежней сетевой «работы» на одном окололитературном сайте. Пообщались мы плотно, и у меня сложилось некоторое представление о работе агента, скорее всего – абсолютно личностное и привязанное сугубо к личности конкретно этого человека. Не буду называть имен, скажу лишь, что это касалось возможности издаваться в ЛенИздате.

Таким образом, у меня нет апробированной на собственной шкуре информации и фактов, которые я мог бы со спокойной совестью преподать вам в качестве советов по изданию вашей книги с использованием данного варианта. Вернее, двух.

 

Но…

Как часто у меня случается, его величество НО имеет место быть.

Чуть выше я уже упомянул, что как бы имею отношения с литературным агентством, правда, в несколько другом смысле. Это не прямое сотрудничество, основанное на каких-либо договорах по продвижению меня и моих книг, а участие в проектах данного агентства в различных качествах – участника конкурсов малой прозы, и члена жюри литературного конкурса фантастического рассказа.

Собственно, кто меня давно читает, тот уже понял, что я сейчас имею в виду литературное агентство «Новые писатели», о сетевых конкурсах которого я уже не раз писал, приглашая всех желающих принять в них участие. Это ежегодные конкурсы малой прозы, поэзии и фантастических рассказов.

Благодаря этим конкурсам я был издан в нескольких сборниках издательства «Дикси Пресс», партнером которого является данное агентство.

 

Конкурсы инициированы и нынче, кстати. Так что, у вас имеются абсолютно те же самые шансы, что и у меня.

 

Итак, я решил обратиться к редактору агентства – Маргарите Брик, с просьбой ответить на несколько вопросов, которые помогут нам вместе хоть как-то понять:

 

  • что же такое, на самом деле, литературное агентство;
  • кто такой литературный агент;
  • как они способны помочь начинающему автору/писателю издать свою книгу.

Маргарита любезно согласилась, и прислала мне довольно объемные ответы, которые, если честно, и для меня лично кое-что прояснили и осветили вопрос совсем с другого ракурса.

 

Итак, блиц-интервью с редактором литературного агентства «Новые писатели»  Маргаритой Брик.

 

Е.Ф: Вообще, что такое «литературное агентство»? Мы нередко слышим это сочетание слов, и даже рисуем себе какую-то картинку в сознании, но какова реальность деятельности ЛА?

М.Б.: Попробуем сразу отделить зерна от плевел. Чтобы не было путаницы, разграничим два понятия – литературное агентство и литературный агент.

Литературное агентство – это посредник между литературой и автором.
Литературный агент – это посредник между деньгами издательства и деньгами автора.
Вообще, институт литературных агентов в России довольно чахл, авторов, которые пользуются услугами агентов, в стране немного.

В функции агентов входит задача найти успешного автора, грамотно «присосаться» к нему и попытаться заработать на его текстах как можно больше денег. Здесь важно все – умение найти хорошее, то есть богатое издательство, не экономящее на гонораре, грамотное составление авторского контракта, умение четко отследить все полагающиеся автору денежные отчисления и умение продать его тексты на сторону: иностранным издателям, изготовителям кино и аудиопродукции. Всем этим агент и занимается. В идеале это такое содружество двух талантов – литературного писательского и таланта литагента. Последний получает вознаграждение в среднем от пятнадцати до двадцати процентов от всех заработанных первым денег.

Так что, как вы сами понимаете, слово «присосаться» в контексте профессионального литературного агента надо брать в кавычки. По-хорошему - это такое равноправное партнерство, от которого в выигрыше обе стороны.

У литературного агентства задача – выпуск книг, хороших и разных. Желательно не только разных, но прежде всего – хороших.

То есть, изначальная функция ЛА – довести до качественного уровня полуфабрикат, который предоставляет автор – корректура текста и редакторская правка. Иногда – написание за автора книги по его порой талантливым, но зачастую беспомощным сюжетным наброскам.

Е.Ф.: Как правильно выбрать ЛА?

М.Б.: Да собственно просто. Каждое агентство обычно специализируется на чем-то конкретном. Кто-то – на выпуске книг за счет автора, кто-то на доводке до сносного состояния предоставляемого текста, кто-то просто имеет штат литературных негров и штампует по заданию конкретного издательства книги модного автора. То есть, на первых порах надо просто написать выбранному вами агентству письмо и объяснить, какой продукт вы в итоге хотите получить.

После короткой переписки (пара-тройка писем) вы сами поймете, стоит ли заключать с этим агентством договор – ваш это случай или надо искать дальше. Как говорится, чтобы понять, что вы не созданы друг для друга, совершенно не обязательно жениться…

Е.Ф.: Является ли обращение в ЛА действенным сокращением пути Автора к изданию? Или это параллельный и не обязательно самый короткий путь?

М.Б.: К изданию книги за свой счет – конечно. Но если вы хотите не просто издаться, но войти в писательское сообщество, чтобы о вас заговорили, начали вас читать, а в идеале еще и получить гонорар за свой труд, тогда далеко не всегда. На повестке дня вопрос таланта…
Надо сразу сказать, что в литагентствах, как собственно и везде, трудятся достаточно циничные люди, поэтому они обычно делают свое дело хоть и профессионально, но спокойно, без излишнего рвения. То есть в итоге их работы получается вполне себе достойный продукт, но и только. Никто «сверх счетчика» для продвижения посредственности не сделает вообще ничего. Но если в литагентство обращается настоящий талант, тут все кардинально меняется.

Помните хрестоматийное – таланту надо помогать, бездарности пробьются сами? Вот когда сотрудники литагентства обязательно вспомнят, что работают во имя литературы! Они сделают все от них зависящее и еще больше: будут филигранно бережны с редактируемым текстом, потом помогут найти автору хорошее издательство, а после издания его книги постараются обеспечить ей неплохую прессу. Подобного может не произойти, если автор обратится в издательство напрямую, там по той или иной причине текст могут просто проигнорировать.

Е.Ф.: В чем еще, кроме издания, может помочь автору ЛА?

М.Б.: Продвижением его книги: разработкой «легенды», хорошей прессой, выдвижением книги на премии, которых в России пока еще хватает.

Е.Ф.: Услуги ЛА оплачиваются изначально или это работа на перспективу за часть гонорара? Если по договору, то в чем заключаются гарантии действительно проводимой работы?

М.Б.: На перспективу? Пожалуй, только в случае, когда речь идет о возможном коммерчески успешном проекте. Но это скорее исключение из правил. Обычно все же речь идет о поэтапной предварительной оплате – это в лучшем случае, либо, как происходит значительно чаще, о полной оплате всех услуг сразу. Все тонкости соглашения прописываются в контракте: работа, сроки ее выполнения… Вопрос качества оставим за скобками, ГОСТов в нашем деле нет, зато в полной мере присутствует и вкусовщина, и субъективизм, и уровень претензий автора и масса других факторов.

Е.Ф.: Насколько, по-вашему, развит институт литературных агентств и агентов в России?

М.Б.: Точных цифр у меня нет, да мне они и не особо интересны. На мой взгляд, сегодня агентов в России могло бы быть и больше, а агентств – меньше. Это я к тому, что многие агентства загружены совсем не в полную силу. Что происходит в действительности? Функции издания книг за счет автора прекрасно исполняют всевозможные небольшие издательства, а подготовку своих текстов специалистами молодые авторы принципиально игнорируют. Видимо, они считают себя изначально непогрешимыми… Да и недешевое это удовольствие, надо признать.

Е.Ф.: Что оптимальнее – обратиться в ЛА или довериться литагенту, обещающему не много, но сразу? А то и наоборот.

М.Б.: Найти хорошего литературного агента в принципе сейчас может только хороший состоявшийся писатель. Это право – работу через агента – еще надо заслужить, поскольку смысла сотрудничать с неизвестным автором у литагента нет ни малейшего. Так что – либо обращайтесь в агентство, либо напрямую в издательство. Последнее – гарантированно провальный вариант, если у вас нет прямых родственников в этом издательстве. Но почему-то этого начинающие авторы слышать не хотят. Ну что ж, я всегда говорю – с богом, ищите и обрящете.

Е.Ф.: Литагент, предлагающий издание на условиях включения его в соавторы - это нормальная практика?

М.Б.: Боюсь, что хороший литературный агент просто не понял бы вашего вопроса. Каждый занимается своим делом. Наверное, моральное право проситься в соавторы мог бы редактор, полностью переписавший плохую книгу и сделавший из гуано конфетку. Но мне такие случаи неизвестны, редакторы – адекватные люди, которым не надо чужой славы. Им достаточно своей.

Е.Ф.: Рынок бумажного книгоиздательства стагнирует или это досужие сплетни?

М.Б.: Думаю, пройдет лет восемь-девять, и производство бумажной литературы полностью разделится на два сегмента. Часть издательств будут ориентированы на выпуск бумажной литературы по требованию, другие будут выпускать бумажные книги очень ограниченным тиражом в десять-двадцать экземпляров, безумно дорогие, такой, знаете, эксклюзив для особо богатых людей. Книга действительно станет лучшим подарком, потому что будет настоящим произведением искусства.
Знаете, чрезвычайно обидно, что скорость падения рынка бумажных книг превышает все мыслимые пределы. Я, как и большинство людей, привыкла читать книги в бумаге – это настоящее наслаждение. Но реалии таковы, что вся литература очень скоро будет представлена практически только в электронном виде. Надо потихоньку привыкать и к этому.

_________________


Вот такое интервью я составил с редактором литературного агентства «Новые писатели». Вопросы проистекали из крох имеющегося у меня лично опыта общения с агентами и агентствами – как вы видите, не все они адекватны текущей действительности. Похоже, я в свое время имел сомнительное удовольствие общаться не с теми людьми.

 

На этом я, пожалуй, закончу сегодняшнюю статью и попытку осветить вариант издания книги путем обращения в литературное агентство или к литературному агенту. Само собой, в комментариях постараюсь ответить на все вопросы, которые возникли по данной статье.

Возможно, в дискуссии мы рассмотрим этот вариант более всесторонне, ведь у каждого из нас есть какие-то факты из личного опыта.

Опять же, возможно, в обсуждении примет участие и Маргарита Брик. В любом случае – если есть вопросы конкретно к агентству и его сотрудникам – ссылка на «Новые писатели» и их конкурсы приведена в статье.

 

А теперь позвольте мне закруглиться, ведь нужно думать и над продолжением этого цикла статей о том, как же нам издать свою книгу.

 

Поделитесь с друзьями, хорошо?

 

Евгений Филимонов

http://www.jonny-30.ru/2014/02/kak-izdat-knigu-litagentstva-i-agenti.html

 

 
html counter