Dixi

Архив



Для начала пару слов от устроителей конкурса. Не подумайте чего, это вовсе не окончательный вариант итогов. Это — очень симпатичная шутка одного из читателей, а ведь, в отличие от авторов, которые пишут, но других обычно не читают, есть и те, кто читает. Причем, очень внимательно, с пристрастием.

Так что шутка то шутка, да не совсем. Не предлагаем всё (вот прямо всё-всё) брать на карандаш и срочно посыпать голову пеплом. Но есть, ох есть в этих заметках то, с чем просто необходимо согласиться.

Поэтому и печатаем практически без правки.

 

Субъективные «ПРОТУБЕРАНЦЫ, или Я ль пишу такое? Я ли?!»

Версия списка Финалистов и Победителей конкурса «Новые писатели — 2017» .

Номинация: «Стихотворения»

 

Предлагаемые заметки — не только не истина в последней инстанции, но даже и не в первой. Возможно, в них больше критики, чем позитива. Но прошу понять меня правильно. Мне думается, что уходя из конкурса, автору будет полезнее, если он увидит некоторые свои поэтические сбои (хотя пишет хорошо), чем получить незаслуженную похвалу.

В этой заметке буду сетовать на несоблюдение некоторыми авторами ритма, т.е. неправильность ударений в словах. Иногда это «пролетает» незаметно, бывает же, что авторы просто «достают» читателя. Поясню на примере.

«Был дан мне ключ заветный,

И я его берёг.

Он ржавел незаметно...» Зинаида Гиппиус, «Ключ», 1938 г. 

Ударение на «а» — это не укладывается в норму не только в настоящее время, но и во времена автора. Этот приём можно охарактеризовать нарочитой неправильностью или поэтической вольностью, но ни в коем случае как оправдание своих ошибок (а иной автор даже и не замечает их!). Великим такое позволительно, остальным — НЕТ!
Достаточно текстов с рифмами типа «зима/снега/весна», нарушениями ритма, что характерно для современной попсы. И если на эстраде это «запудривается» музыкой, то здесь — всё как на ладони. Огорчило, что некоторые авторы при предусмотренных Положением конкурса стихов в 200 строк предложили значительно больше.

 

Григорий ЖУРАВЛЕВ (г. Москва) ЛИРИЧЕСКИЕ ПРОТУБЕРАНЦЫ

Что такое протуберанцы? Это огненные образования, образующиеся в процессе выброса солнечной плазмы и наблюдаемые в период затмений нашего светила. Некоторые из них отрываются от солнца и уносятся в межзвёздное пространство. Они опасны для спутников на орбите Земли, экипажей космических станций. А если они очень большого размера, то им ничего не стоит разрушить земную атмосферу и даже убить всё живое.

 

Протуберанцы есть разных видов. Теперь вот добавился ещё один — лирический, без знаков препинанияКто-то скажет: «Круто! Новаторство!» Можно, конечно, творить и так, есть и электорат почитателей, которые в восторге от прочтения сего. Можно, при условии, что подобное усилит произведение, замысел автора. А, по-моему, — это элементарное неуважение к русскому языку, к читателям. В конце концов, — проблемы со знанием русского языка некоторыми авторами никто не отменял.

По моему скромному мнению, если поэзия всерьёз свернёт на этот путь, то не исключаю не только разрушения поэтической атмосферы, но и ликвидации в ней всего живого.

И ещё. По условиям конкурса подборка не должна превышать 200 строк. В данной подборке больше примерно на 40 строк. Зачем напрягать уважаемых организаторов конкурса?

 

Вячеслав САЗАНОВИЧ (г. Сургут, Тюменская обл.)

Обратил внимание на следующее:

 «Я тебе написал СМС,

В ней немало чудес раскрываю»

«СМС… В ней…» Т.е. СМС — женского рода. Мнения на этот счёт разнятся. Но как-то режет слух, что СМС — она. Существует и другая версия, по которой род сложносокращенных слов определяется по главному слову. Здесь главное слово — "сообщение", среднего рода. Значит и СМС — среднего рода. СМС — оно. СМСка — она.

«Изогнувшись, уснула река

С изумрудною льдистой прохладой,

А пред нею стоят берега,

Наряженные в мех снегопада».

Перед рекой стоят берега? Они, берега, вроде бы по бокам реки. Берега лежат, а не стоят.

Берега наряжённые, т.е. покрытые снегом, который лежит, а снегопад — он снег, который ещё падает.

 

«В этой долгой большой СМС

Лишь одну тайну я укрываю,

Укрываю за сотней чудес,

Что люблю я тебя и скучаю».

Не красят произведение два соседствующих глагола — «укрываю, Укрываю» и идентичные в данном случае слова «долгой большой».

Возможно, даже не следует включать это стихотворение в сборник в случае попадания подборки в шорт-лист.

Стихотворение «Случай на охоте…»

Охотник попал в птицу, автор — в сердце читателя.

Но «не смотри/ крови», «мне/ кутерьме» — не рифмы.

Не оставит равнодушным читателя и «Диалог».

 

Светлана КУРГИНЯН (г. Тольятти, Самарская обл.)

Adagio di Albinoni (венок сонетов)

Сонет — это стихотворение, чаще всего посвященное любви, дружбе, разлуке, печали. 

Это весьма трудная поэтическая форма, требующая от поэта исключительного мастерства (особенно в подборе выразительных рифм). Рифмы у сонета должны быть максимально точными и полными. Это совершенно обязательное условие для сонетиста.

Итак, венок сонетов.

«Не защитили город, не спасли»

«Саксонцы городок свой обожали,

Флоренцией на Эльбе называли...

Дрезден — городок (т.е. небольшой), а не город? В 1939 году численность этого «городка» составляла 642 000 человек. В 1945 году — это один из 7 крупнейших городов Германии.

А «городок», а не «город» в сонете нужен для размера.

«В конце войны бомбежек след проклятый
С землей сравняли Дрезден в сорок пятом».
Бомбёжки — сравняли, а здесь след, значит — сравнял».

 

«Союзников холодный приговор

Обрушился, словно потоп библейский»

Словно — в данном случае «просит» ударения в конце слова — словно́, т.е. нарушен ритм.

 

Проблемы с рифмами:

(1 сонет венка) — правый/старой, (3) — наших / Патриаршей, (4) — старой/ раны,

(7) — фрагментарно /органа, популярным/органа,

(8) — ряд/бриллиант, (11) — взгляд/«дилетант», (Магистрал)фрагментарно/органа.

Не рифмы это, тем более в венке сонетов!

 

«Весь этот звездный список украшают

И Дмитрий Хворостовский, и Баско́в,

Тамара Гвердцителли покоряет

Своим вокалом. Не хватает слов!»

Из певцов знаю Баскова, Баскова — нет. Да и знаменитому соловью России это едва ли понравится. Две звезды с именами, а Баско́в — без.

Из Википедии: Тама́ра Гвердците́ли — с одним «л».

 

«Каких тут уникальных свитков нет!

И Еврипидов греческий сюжет,

Талмуды Иоанна Богослова,

И Златоуста ветхие основы»

 

У Иоанна Богослова — Откровение, а не Талмуды.

Из Википедии:

Открове́ние Иоа́нна Богосло́ва — название последней книги Нового Завета  Библии). Часто также упоминается как Апока́липсис (редк. Апока́липс, с прописной буквы, от первого слова в книге на греческом койне (греч. ἀποκάλυψις — раскрытие, откровение)). Также известна как Апокалипсис Иоанна (по отношению к её автору), или Книга Откровения Иисуса Христа (по отношению к источнику откровения), или просто Откровение…

Книга Откровения — единственная апокалиптическая книга в каноне Нового Завета, хотя имеются короткие апокалиптические пассажи в различных местах Евангелий и Посланий.

Из Википедии:

Талму́д (ивр., «обучение») — многотомный свод правовых и религиозно-этических положений иудаизма. К тому же Талму́дед. число, а не Талму́ды, как в Венке.

В венке сонетов Магистрал является тематическим и композиционным ключом (основой) венка; обычно он пишется раньше других сонетов венка.

Как читатель желал бы увидеть в книге из Венка сонетов только Магистрал, естественно — под другим названием.

Венок сонетов содержит 302 строки, что на 102 строки больше, чем предусмотрено Положением о Конкурсе. И как сократить? Ведь это не просто сонеты, а Венок сонетов.

(пошли на уступки не только автору, но и себе. Все же Венок, ради этого можно. Что касается других случаев «перебора» строкажа, то тут, в случае попадания автора в шорт, резать будем для книги до 200 строк, уж не обессудьте, господа конкурсантыприм. оргкомитета конкурса)

 

Рената ЮРЬЕВА (с. Кочневка, Татарский район, Новосибирская обл.)

Обратилось внимание на следующее:

Светло/равно, траве/земле — не рифмы. То же самое и «себе/беде»: вот если бы, к примеру, себе/бесе — иное дело: свежо, неожиданно.

Но спорит тихо ночь со мной:

Не отрекаются любя.

Последнюю строку следует выделить ковычками — всё-таки прямая речь. Да и слова эти принадлежат Тушновой Веронике: надо бы указать!

«Сплетён венок цветов красивых

С разбуженных теплом полей». Вернее не с полей, а с лугов.

«А вернуть вот белый не дано мне цвет». Инверсия не красит строку.

«И застонет вдруг сердце как скрипка» — а хорошо ведь!

«Я ль пишу такое? Я ли?!» — да Вы же, Вы!

 

Валентин ЗАЙЦЕВ (пгт. Мари-Турек, Республика Марий Эл)

«Больше манит меня в одиночество»

Вернее — не в одиночество, а одиночество.

«Соберу я полынь — траву горькую,

Настелю под себя ее горкою».

Вернее — постелю, а не настелю.

Словарь В. Даля:

Смысл слова постлать: постлать постель, разостлать и расправить на кровати (на лавке, на полу) всё, что принадлежит к ложу: тюфяк, перину, простыни, одеяло, подушки и пр.

 

Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова:

НАСТЛАТЬ — настелю, настелешь.

1. Настлать солому. Настлать половики. Что и чего. Настлать соломы. Настлать досок.
2. Устроить, сделать из какого-нибудь материала (покрытие на поверхности чего-нибудь). Настлать мостовую. Настлать пол. Настлать паркет.

«Летят года, как птицы с поднебесья».

Вернее — не с поднебесья, а в поднебесье.

 

Екатерина БАРБАНЯГА (г. Санкт-Петербург)

Мастерски написано.

 

Светлана ШИРЯЕВА (г. Химки, Московская обл.)

«Чем меньше женщину мы любим,

Тем больше нравимся мы ей!»…

Эти две строки обозначены кавычками, что значит, что эти строки не плод творчества автора, а заимствованные. Но этого мало — следует назвать автора этих строк.

Чем меньше женщину мы любим,

Тем легче нравимся мы ей.

А.С. Пушкин. Евгений Онегин.

У Пушкина — «легче», а здесь на современный лад — «больше».

В редактировании Александр Сергеевич нуждается?

«Что твои вены снова наполняет кровь»

А до этого там что, водица была?

ЛГ не всегда позитивен, дружелюбен:

«Потом на голову насрать и улететь…»

«Они — не только певчие «скотины»…»

«Ну что же нынче за мужчины?..»

«Гоните, женщины, таких метлою,

Довериться лишь можно журавлю».

Чтобы довериться журавлю — самой ЛГ нужно быть если не Жар-Птицей, то как минимум тоже журавлихой.

И так бывает

«Жена пристала к мужу: «Саша, Саша,

За что ты часто злишься на меня?

Ведь жизнь прекрасней стала б наша,

Коль перестал бы ты терзать меня.

Ну что же ты? Хоть объясни причину!

Ну, Саша, видишь, катится слеза?

Я выбрала жестокого мужчину!»

«Виталик я!» — ответил ей в глаза».

Рифмовать «меня/меня» как-то не очень серьёзно.

Это жизненное стихотворение можно несколькими штрихами довести до более высокого уровня: вместо трех упоминаний «…Саша, Саша… Саша…» — сказать только раз. Это убедительнее и безопаснее для ЛГ. Ну, вылетело разок и тут же спохватилась. Требует переработки и строка «Виталик я!» — ответил ей в глаза».

 

И вот и перо от журавлихиного полёта:

«И в день не очень-то погожий

Ты вдруг становишься чужим,

И дети на тебя не очень-то похожи,

Чем меньше ты женой любим».

В последнем катрене повторяются слова «не очень-то», «не очень-то».

Это стихотворение «Мелочи?» заслуживает внимания, только отредактировать немного.

 

Владимир ТИХОМИРОВ (г. Берлин, Германия)

Житель Берлина, Германии, а пишет много о родном, русском. Может, стоило бы усилить подборку контрастными стихами о европейских ценностях? Но, видно, душу они не бередят?

 

Владимир ШИШИГИН (г. Воронеж)

Это — настоящее!

Благодать

Облила в ночь снежная глазурь

Куличи сараев и избушек,

Как платки небесную лазурь

День извлёк из сундуков старушек.

Солнце сшило золотым лучом

Купол мирный над землей усталой…

Может, ради этого живём,

Ради этой благодати малой?

Справедливости ради отмечу некоторые неточности.

Не рифмы:

милой /дождливой, молва/волна, колечка / Шульженко, времена /дома, наслажденья /ожерелье, огонь /бой, костре / траве, любви / говори.

Не усилили качество подборки неправильные ударения в некоторых словах. И хоть так иногда делали знаменитые поэты, в данном случае это недостаток.

«как лучатся арфой зори

и играют в твоем взоре»…

 

«И Алексей Мересьев летит в бой…»

«С экрана с комком слёз глотаю»…

 «Изнурённой зноем своей милой»…

 «Когда грязи бабам по коленки»…

«И где-то рядом другой образ — тормоз...»…

«И ставь в неё цветы только живые»…

«Как брошенная на пол тобой книжка»…

Но, что интересно. При прочтении стихов всё это не замечается. Потому что искренность и поэтичность, как солнце летним днём, делают незаметными звёзды-огрехи, хотя они и светят. Читаешь на одном дыхании. Поэтично! Жизненно! Талантливо!

Это не для поучения автора — он и так всё знает. Но это конкурс. Жюри будет учитывать нюансы. В подборке строк несколько больше (около 230), чем следует по Положению Конкурса. Просьба: «Напечатайте все. Вот порадуете читателей!!!»

 

Сергей БУЛГАКОВ (г. Воронеж)

276 строк при рекомендованных 200.

Что смущает в стихотворении «Мать»: «И свет за долги обесточен». Может, обесточены электропровода и нет света? А так выходит, что свет обесточен и нет проводов?

Не рифмы: кармана /орала, болит/мотив, разбухли/ руки.

Но обезоруживает:

«Покушал. Уснул, хоть животик болит.

Пелёнки от влаги разбухли.

Снится ему колыбельной мотив

И нежные мамины руки».

Поэтический накал таков, что «не рифмы» не замечаются.

Наталья НАУМОВА (г. Будапешт, Венгрия)

«Очерченая циркулем округлость» — надо два «н».

Холме / тишине, сини/ливень, мировой / перо — не рифмы.

Поцелуй. Картина Гюстава Климта:

Название картины следует взять в кавычки — «Поцелуй».

«Лишь только тот, кто создал их — художник Густав Климт»

Гюстав? Или Густав? Правильно:

«Поцелуй» — картина австрийского художника Густава Климта. 

 

Алла ГРЕБЕНЮК (г. Санкт-Петербург)

Красоту/одному — не рифма.

«Утопают тротуары.

Только нипочем машинам.

Не жалея пешеходов,

Разрезают воду шиной».

Машины — (множ.ч.) и одной шиной — (ед. ч.) — ?

Можно просто — Разрезают воду шины.

 

Больше вопросов к «Старухе», так называется стихотворение.

«По улице тихой старуха брела

За пазухой что-то в салфетке несла».

И вдруг: «Сильнее сжимая салфетку в руке».

Если сильнее, то значит и раньше она несла ложку в руке, а не за пазухой.

«Цена не большая… Почем ему знать» — сбой ритма, т.к ударение на «е», а надо на «у».

«Свернула в салфетку, вдруг стыдно ей стало».

Ложку в салфетку свернула? Правильно — завернула.

Можно напечатать в книге все стихи, с учетом внесения исправлений в «Старуху».

 

Евгений ТОПЧИЕВ (г. Москва)

«безумного ныряния за жемчугом,

что, вырываясь, плывёт в фиолетовый мрак...

«Кто пугал тебя? где тот мерзавец?!

не из тех, что напрасно обидят?

Не хочу веру в бога терять,

Ежечасно соц. сети поют,

А мир тебе адьё сказать готов...»

безумного, что, где, не, бога — следует писать с заглавных букв.

Единственно верный вариант — соцсеть, соцсети.

Адьё — заключить в кавычки.

Подборка около 250 строк. Следует уменьшить на пятьдесят.

 

Анна ШВЕЦОВА-РЫЖИКОВА (г. Томск)

Замечания:

9 мая 2015 г. Бессмертный полк

Май на дворе. Девятое число.

Берёзы распушили свои косы...

«Свои» — лишнее слово. Разве у берёзы могут быть чужие косы?

Тем более, что «просится» ударение на «о», тогда как правильно — на «и».

Быльём уже, казалось, поросло

Но вдруг нашлись ответы на вопросы...

Перед «но» нет запятой.

Тех, кто сумел осилить жуткий страх

Кто каждый день ковал фашизму крах

Мы не позволим расстрелять их снова!

После «страх» нет запятой, после «крах» — тире.

Когда известно, как вязать концы

Чтобы на сердце не гноились раны.

После «концы» — нет запятой.

(Поставим – прим. редакции издательства «Дикси Пресс»)

«Я — медсестра. И что?! Не моя власть»

Сбой ритма, т.е. ударение просится на «о». А мо́я — это мыть.

307 строк, т.е 107 — лишние. А жаль.

(Уберем, а жаль — прим. редакции издательства «Дикси Пресс»)

 

Владимир СЕЛЯНКИН (г. Тверь)

Очень хорошо! Во всех составляющих. Хотелось бы, чтобы если не все, то многие конкурсанты прочитали стихи талантливого автора. Обратили внимание на рифмы, на чёткий ритм стихов. Это — поэт! И строк — 200!

«Когда-то мелочь не казалось мелкой»…

 

Мелочь не казалось или всё-таки не казалась? Мелочь — жен. рода, а не среднего. Опечатка?

(Опечатка. Для сборника мы попросим всех поэтов еще раз перечитать свои стихи и поправить то, что возможно. Все же, нам кажется, каждый поймет, что претензии автора этих строк не претензии вовсе, а нечто иное, с ехидством не соотносящееся, что к ним, может, стоит прислушаться, если огрехи явные и в то же время по самолюбию автора не бьющие? — прим. редакции)

 

Зинаида НОВОСАД (г. Кобрин, Республика Беларусь)

«Лишь только память оставляя»

Лишь только — это два равнозначных в данном случае слова.

«Без привязи ходишь по воле»

Правильнее — на воле.

 

Сколько душевного вложил автор в эти строки:

«Если б вдруг в спешке суетных дней

Время то возвратить хоть на малость,

Я бы каждой морщинкой твоей,

Как прекрасным цветком, любовалась».

 

«А Родина — это такая страна,

Где в жизни впервые ты солнышко встретил».

 

Подведу свои субъективные ИТОГИ:

Версия списка Финалистов конкурса «Новые писатели — 2017»

Номинация — «Поэзия»

 

Вячеслав САЗАНОВИЧ (г. Сургут, Тюменская обл.)

Рената ЮРЬЕВА (с. Кочневка, Татарский район, Новосибирская обл.)

Екатерина БАРБАНЯГА (г. Санкт-Петербург)

Владимир ТИХОМИРОВ (г. Берлин, Германия)

Владимир ШИШИГИН (г. Воронеж)

Наталья НАУМОВА (г. Будапешт, Венгрия)

Лилия ФЁДОРОВА (г. Москва)

Александр ДИВЕЕВ (г. Ртищево, Саратовской обл.)

Валентина ПИГАС (г. Кобрин, Беларусь)

Анна ШВЕЦОВА-РЫЖИКОВА (г. Томск)

Зинаида НОВОСАД (г. Кобрин, Республика Беларусь)

Владимир СЕЛЯНКИН (г. Тверь)

Евгений ТОПЧИЕВ (г. Москва)

 

В дополнение к версии списка финалистов предлагаю авторов, чьи конкурсные работы могут быть напечатаны в сборнике «Стихотворения новых поэтов — 2017»:

 

Григорий ЖУРАВЛЕВ (г. Москва)

Сергей БУЛГАКОВ (г. Воронеж)

Алла ГРЕБЕНЮК (г. Санкт-Петербург)

 

Авторы, чьи некоторые конкурсные работы могут быть напечатаны в сборнике «Стихотворения новых поэтов — 2017»:

 

Светлана КУРГИНЯН (г. Тольятти, Самарская обл.) — Магистрал (изменить название).

Валентин ЗАЙЦЕВ (пгт. Мари-Турек, Республика Марий Эл)

Я омою глаза летним дождиком. Голос из далёкого детства.

Виктор ВОЛОХО (г. Клинцы, Брянская обл.) — «Гармошка».

Борис КРАСИЛЬНИКОВ (г. Москва)

Ненастье. Ревность. Разбита чашка.

Александр ТЯПКИН (г. Мичуринск, Тамбовской обл.)

Надоело писать о плохом. Моя первая любовь. Апрельский снег.

 

 

 

Версия Итогов конкурса «Новые писатели — 2017» Лого

 

Номинация — «Поэзия»

 

Первую премию не присуждать.

Владимир ШИШИГИН (г. Воронеж), Россия  второе место — 5000 рублей

 

Екатерина БАРБАНЯГА (г. Санкт-Петербург) — третье место — 1000 рублей

Анна ШВЕЦОВА-РЫЖИКОВА (г. Томск) — третье место — 1000 рублей

Владимир СЕЛЯНКИН (г. Тверь) — третье место — 1000 рублей

 

Евгений ТОПЧИЕВ (г. Москва) — Лауреат

Александр ДИВЕЕВ (г. Ртищево, Саратовской обл.) — Лауреат

Лилия ФЁДОРОВА (г. Москва) — Лауреат

 

 

 Сергей СНЕГИРЁВ

 

А теперь нам осталось дождаться реальных итогов и сравнить. Осталось совсем чуть-чуть.  А что, вот вам и игра…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
html counter