Dixi

Архив



СЮЖЕТНИК ОТ ОБОЛЕНСКОГО

(в помощь сетевым авторам)

 

Зная, что у сетевых писателей всегда имеются трудности с сюжетом, предлагаю написанное пару лет назад небольшое пособие. На основе каждого типового сюжета возможно создание широкого спектра литературных произведений от миниатюры до эпопеи. Для облегчения работы с сюжетником указываю назначение сюжета, предпочтительный пол автора, уровень его таланта (субъективно). Может быть интересно даже не писателям, а просто любителям литературы.

 

СЮЖЕТ 1

Назначение — написание мелкокалиберной прозы. Рекомендуемый тип таланта автора — незатейливый. Рекомендуемый пол автора — Ж (дама в годах, не пользующаяся косметикой).

Герои: Муж, жена, ребенок 6-7 лет (пол неважен).

Содержание: Герои обозначаются в момент крушения семейного благополучия. Ссоры, склоки, вопли, мат, ругань и споры не по существу — многие авторы, несомненно, опишут ситуацию на высоком литературном уровне. Далее — описание развода, трудная жизнь бывших супругов под одной крышей. Можно указать, что мама жены больна астмой (гастритом желудка, пневмонией легких, артритом суставов), но жена временно не может уйти к ней, как у нас принято.

После развода ссоры нарастают. В этот момент ребенок попадает под машину (падает с крыши, стула, лестницы). Приговор врачей суров. Напряженное ожидание. Ребенок вдруг начинает поправляться. Суровый доктор Иванов (Петров, Сидоров, Тер-Егизарян), улыбаясь сквозь усы, очки и морщины, объявляет об этом родителям. Возможны два столбовых пути развития сюжета — новая встреча в ЗАГСе или новый виток конфронтации. Варианты — дитя умирает, остается инвалидом, теряет память. Дальнейшее развитие сюжета может привести к неконтролируемому увеличению количества авторских листов.

 

СЮЖЕТ 2

Назначение — конфликтосодержащая проза. Тип таланта — мелкопсихологический. Пол автора — М (мужчина, надевающий под темный костюм кроссовки) и Ж (дама 40-45 лет, любящая темные тона в одежде и имеющая 3-4 кошки).

Герои: Молодые супруги, совсем недавно примерившие свои горячие головы к гильотине семейной жизни. Отец героини (тесть героя) — профессор-хирург старой закалки.

Содержание: Тесть постоянно попрекает зятя за неуспешность, пофигизм и нескромное стремление к скромному обаянию буржуазии. Героиня внезапно заболевает, необходима операция. Оперирует сам отец, дочь умирает на столе. Разговор зятя и тестя в кабинете последнего под укоризненным взглядом Путина с портрета над столом раскрывает небеса для полета авторской фантазии.

Возможные варианты финала: 1. Тесть усыновляет зятя и обретает сына. 2. Зять поступает в мединститут, чтобы впоследствии помогать страждущим за смешную зарплату и несмешные доходы. 3. Зять плюет в морду тестю и проклинает его (после чего может удавиться, а тесть наложить на себя руки иным способом). 4. Оба сливаются в экстазе самобичевания со скупыми мужскими слезами, рождающими, как у нас принято, суровую мужскую дружбу. Количество вариантов концовки ограничено, поэтому от автора требуется точная расстановка акцентов.

 

СЮЖЕТ 3

Назначение — жалостно-бытовая проза. Тип таланта — дефектологический. Пол автора — Ж (барышня).

Герои: Юноша, девушка-медсестра, их матери, тень отца юноши.

Содержание: Юноша (18-19 лет) — инвалид с детства, может передвигаться, но плохо — только по квартире ползком. Живет вдвоем с матерью, папа бросил, он — алкоголик (нумизмат, бабник, пофигист, филателист, аутист-интеллектуал). Мать состарилась в заботах о сыне: домашние учителя, всякие медицинские процедуры, посильный инвалидный спорт, чтобы юноша окончательно не потерял подвижность (можно описать неудачное участие в Параолимпийских играх квартала проживания, вогнавшее юношу в депрессию). Сил не хватает, мать нанимает в помощь медсестру. Девушка-медсестра — дочь маминой ближайшей подруги, живущей в Тамбовской области. Она работает в районной поликлинике, умеет делать уколы и писать стихи с точными рифмами. Между умным, но физически ущербным юношей и девушкой возникает глубокое чувство. Они хотят пожениться. Но мать юноши, не совсем адекватная из-за многих печалей, жёстко упирается рогом, немотивированно утверждая, что девушке нужна лишь прописка и квартира. Ключевая сцена сюжета — разговор о том, как жить дальше и чего хочет девушка: суетной московской жизни или чистой любви со стихами о природе Тамбовщины.

Вариант финала предлагается только один, но весьма многоплановый. Мать все же решает, что девушке нужна прописка и часть квартиры, закрывает своим телом сына и кричит: «Так не доставайся же ты никому», не имея, впрочем, в руках не только пистолета, но даже кухонного ножа. В этом месте крайне необходимо сделать сноску со ссылкой на любую библиотеку Рунета. При таком развитии сюжета юноша может доползти до окна, заметив, что всем не до него, и с неимоверным усилием перевалиться через подоконник. В этом случае все плачут и мирятся, включая приехавшую с Тамбовщины мать девушки. Юноша может выжить после падения с третьего этажа, мало того, может начать и ходить под влиянием травмы и на удивление врачам. За это время девушка может полюбить другого, последствия этого варианта непредсказуемы. Можно лишь предположить, что многие литературные сайты рунета заклинит от обилия комментов.

 

ИНТЕРНЕТ — ВАРИАНТ вышеизложенного сюжета.

Молодые люди знакомятся по интернету, возникает виртуальная любовь, после трехлетней переписки они договариваются о встрече. Он (она) — оказывается инвалидом и появляется на встрече в кресле и в сопровождении мамы, которая, как выясняется, явилась инициатором интернет-связи в надежде найти любовь для зреющего сына (ищущей чувство дочери). Огромный простор для фантазии в финале. Сюжет хорош для написания многосерийной миниатюры в вышеуказанном стиле. Для особо одарённых авторов предлагается новаторская форма «венок миниатюр», построенная по образцу стихотворного венка сонетов.

 

СЮЖЕТ 4

Назначение — любовно-треугольная мелкопсихологическая проза. Тип таланта — амбивалентный. Пол автора — М (рефлектирующий бизнесмен или запущенный холостяк среднего возраста) или Ж (дама средних лет, пользующаяся дорогой косметикой).

Герои: Дама и джентльмен среднего возраста, друг дамы, прислуга, охранники, хулиганы (статисты).

Содержание: Женщина лет тридцати замужем за богатым джентльменом, который ее любит, дает ей все, что она просит. Она просит, но к просимому равнодушна. Честна — любовника не имеет и иметь не хочет. Не хочет также иметь «мерседес» с водителем, особняк, светскую жизнь, поездки в опостылевший Париж ужинать. Но имеет. Не имеет, но хочет маленькой любви в маленьком деревенском домике с биотуалетом во дворе. Муж нанимает нового шофера (охранника, повара, секретаря) и женщина узнает в нем героя своего первого школьного, но очень бурного романа. Герой погряз в бедности, нездоров в связи с чрезвычайной потасканностью и рад полученной работе [в школе славился многими талантами, писал гениальные стихи, был чемпионом школы по шахматам (боксу, троеборью, настольному теннису)]. Чувства вспыхивают с новой силой, она не хочет обманывать любящего супруга и рассказывает ему все.

Варианты развития сюжета: 1. Муж звереет и с помощью наемных хулиганов калечит наемного же работника до невозможности. Дальнейшее развитие зависит от сиюминутного настроения автора, но предпочтителен вариант с долгими ночными беседами героев в больнице, куда героиня устроилась сиделкой к любимому и его сопалатникам за еду. 2. Муж жертвует своей любовью и отпускает жену, дав новообретенным много денег. Законный муж вполне может застукать новообретенных целующимися в машине (в постели, в гараже, в беседке, в кустах), тогда оба варианта поведения законного мужа равновероятны. Будет хорош асадовский вариант — муж уходит в никуда, примерив сохранившиеся со времен армии портянки, кирзу и сержантскую шинель, положив в торбу краюшку хлеба и налив каплю молока, чтобы солью ему были небо и эти облака, а также воспоминания о днях счастья и мульках в парижском ресторане «Брюссель». Он оставляет влюбленным ВСЁ материальное, выползая с помощью этого поступка на первый план рассказа.

 

СЮЖЕТ 5

Назначение — парадоксальная проза. Уровень таланта — неугомонный. Пол автора — М (выпивающий, пожилой) и Ж (выпивающая, климактерическая).

Герои: Женщина, ее дочь (возраст 13-40 лет), бывший муж женщины.

Содержание: Женщина с дочерью (хорошо одеты, добирались не на метро) приезжают на кладбище посетить могилку покойного мужа и папы, который женщине был муж, а дочке не папа, а отчим. Дочка не в курсе, уверена, что покойный отчим — папа. Среди нищих на кладбище мама узнает своего первого мужа, который настоящий папа. Она его любила за ум и стихи (в школе он был… — см. СЮЖЕТ 4), но от своего ума и стихов он пил и не хотел работать, за что она его и выгнала когда дочке была два года. Тут подвернулся небедный мужчина, удочеривший ребенка, но к несчастью внезапно умерший от отравления йогуртом (жареными сморчками, малосольными огурцами, фуа-гра (грой?). Бывший муж за это время опустился окончательно и обрел счастье философа в бомжатнике у кладбища. Он тоже узнает бывшую жену.

Варианты развития: 1. Не подходит к ней, выслеживает и начинает угрожать, что все расскажет дочери. 2. Бросается к ним и просит на пропитание. 3. Все трое бросаются друг к другу и сливаются в экстазе. 4. Она кидает ему монетку и, с растекшейся от слез косметикой, проходит мимо, а он, с растекшейся по лицу грязью, смотрит вслед. 5. Она еле слышно говорит дочери: «Милая, это твой отец», — все трое сливаются в экстазе.

Примечание: Сюжет сложен для воплощения и требует амбивалентного видения действительности.

 

СЮЖЕТ 6

Назначение — псевдоностальгическая проза. Тип таланта — сентиментальный. Пол автора — М и Ж (в обоих вариантах — личности, страдающие бессонницей и лечащие ее коньяком).

Герои: Солидный мужчина пятидесяти лет, девушка — крестьянка, ее бабушка — фермерша.

Содержание: Состоятельный бизнесмен, сторонник «Единой России», едет на Селигер курировать слет движения «Наши» (по делам бизнеса, к любовнице, к жене, отдыхающей на турбазе, просто искупаться). Из-за ремонта дороги сворачивает на проселки, Джи-пи-эс ломается и машина тоже. Пустынно. Темнеет. Он идет вдоль поля и видит деревушку в три окошка. Стучится в ближайший дом, ему открывает старушка, которая поит его молоком и кормит сметаной. Наутро оказывается, что у старушки есть внучка, в которую бизнесмен влюбляется с первого взгляда и с которой, пораженный ударом страсти под дых (по затылку, в глаз, по...), красиво, но скромно трахается на сеновале (в березовой роще, за сломанным трактором, в ковылях, под елкой). Начисто забывает о том, куда держал путь (см. выше). Клятвы в вечной любви. Но бизнесмен вдруг видит на пальце у девушки кольцо, знакомое до боли в пояснице. Вспоминает: это кольцо он купил в магазине ”Ювелиртога” в Асташкове, когда отдыхал в 1985 году на Селигере вместе с другими членами Комитета Комсомола и Профсоюзной организации. Купил и подарил тридцатилетней женщине, с которой днем раньше лишился девственности. Огромный простор для фантазии. Умелые писатели вплетут в текст аллюзии на Бунина и Набокова, только делать это надо легчайшей кистью. Вряд ли кто станет писать, что папик переспал с собственной дочерью, это натуралистично и противно. Он должен лукаво подумать: «А мало ли одинаковых колец продавалось в Ювелирторге в восемьдесят пятом?» Желательно, если девушка скажет, что кольцо ей подарил папа год назад. Хотя… подаренное кольцо может остаться и от умершей мамы. Сюжет хорош для неожиданного поворота.

 

СЮЖЕТ 7

Назначение — психоделическая проза. Тип таланта — неуравновешенный. Пол автора — М или Ж, или ни М, ни Ж.

Герои: Мужчина, женщина, исчезающие люди.

Содержание: Мужчина и женщина в самолете. Соседние кресла, полет нормальный. Но вдруг командир корабля объявляет, что самолет по техническим причинам совершает посадку в городе Н. Посадка проходит благополучно, но герои вдруг обнаруживают с удивлением, что остались в самолете совершенно одни. Исчезли пассажиры, а также и стюардессы с пилотами. Вся ручная кладь тоже исчезла. Багаж, видимо, тоже. По надувному трапу герои спускаются на летное поле и видят крошечный пустой аэропорт. В трех километрах — город, тоже маленький и пустой. Держась за руки и не понимая, что произошло, они идут туда. Неожиданно обнаруживают, что город знаком им, мало того, они в нем родились и провели детство. Они были влюблены, подарили друг другу первый поцелуй и испытали первое (реализованное или нет — думать автору) влечение. Но жизнь потрепала обоих так, что они друг друга не узнали. Воспоминания захлестывают их, они гуляют по пустому городу.

Вариантов дальнейшего развития много. 1. Они остались в городе детства навсегда и поняли, что это их настоящая жизнь. 2. Очнулись в самолете, ничего не помня и расстались, обменявшись странными взглядами, после посадки. 3. Очнулись в самолете, помня все, и полюбили друг друга. 4. Очнулись в самолете, помня все, и полюбили друг друга, несмотря ни на что (жену, мужа, детей, героиня может быть беременной от мужа на раннем сроке и все равно полюбить, герой может быть импотентом из-за того, что наступил ногой на противопехотную мину и был контужен в первую чеченскую компанию, но все равно полюбить, несмотря на дороговизну виагры). 5. Очнулись в самолете и не полюбили друг друга, потому что сразу после детства разошлись в сексуальной ориентации.

 

СЮЖЕТ 8

Назначение — эмпатоальтруистическая проза. Тип таланта — жертвенный. Пол автора — Ж (без особых примет).

Герои: Пожилая бабушка Ганя (Груня, Маня, Валя, Галя), повариха. Иван Исакович Абрамян (Абрам Иванович Исакян), директор. Иван Харин, младший лейтенант милиции, следователь. Эдуард, журналист. Алексей Фатальный, политик.

Содержание: Бабушка Ганя работает поварихой в интернате для слабослышащих ветеранов российского балета при Театре юного зрителя имени Леонардо да Винчи. Жизнь обитателей интерната тяжела, они не доедают и не допивают, и баба Ганя сначала отдает положенный ей самой бесплатный паек ветеранам, а когда видит, что это — капля в море, начинает брать продукты со склада и темными ночами разносить их в виде сухого пайка по палатам. Обитатели начинают меньше болеть, а смертельно больные — выздоравливать, потому что баба Ганя носит им продукты не с общего склада, а с личного маленького склада директора интерната Ивана Исаковича Абрамяна. Абрамян ловит бабу Ганю с поличным. Героине очень стыдно и страшно, она никогда не нарушала закон даже во благо народа. На героиню заводят уголовное дело, берут подписку о невыезде, но молодой и честный следователь Иван Харин замечает, что дело не чисто. Несмотря на запрет начальства и отстранение от дела, он проводит собственное расследование, которому придает широкую огласку с помощью журналиста Эдуарда и политика Алексея Фатального.

Дальнейшее развитие сюжета — на усмотрение литератора. Мысли автора: 1. Баба Ганя открывает собственный блог, пишет в ЖЖ, рассказывает правду о делишках Абрамяна в твиттере. Митинг в защиту поварихи собирает десятки тысяч людей, ищущих в России уважения (политически — оптимистичный вариант). 2. Уязвленные отсутствием продуктов и несправедливостью к любимой поварихе, жители интерната пишут открытое письмо Путину, и вопрос решается в пять минут. Харин становится лейтенантом, его начальники предупреждены о неполном служебном соответствии, на еду ветеранам выделено пятьсот миллионов рублей (традиционно — российский вариант). 3. За Абрамяна заступаются высокие покровители, Харин разжалован, назначен бегать за пивом в Дегунинском райотделе, бабе Гане дают десять лет условно (реалистически-пессимистический вариант). 4. Следователь Харин выходит на первый план и раскручивает хитроумную цепочку преступлений, ведущих в самые верхи Минсоцразвития, за что получает лейтенанта без выслуги (детективный вариант). 5. Баба Ганя умирает от инсульта, обитатели интерната — от голода, политик Фатальный — в тюрьме, Харин убит в перестрелке (чернушный вариант).

Сюжет интересен тем, что одинаково приспособлен для женского романа, детектива, психологического триллера, художественно-социального исследования.

 

Автор полагает пока ограничиться представленными сюжетами. Кому интересно, в запасе имеется огромное их количество — болванок, идеально приспособленных для написания любых литературных произведений. Среди них — нулевые сюжеты, патриотические, чернушные, маниакальные, суперОбразные, патологические, эмигрантские, сюрреалистические, экзистенциальные и многие другие. Кому надо — отдам совершенно безвозмездно, пишите в личку.

Автор также полагает, что подавляющее большинство текстов, находящихся в круговом обращении в инете, с легкостью и без излишних умственных и эмоциональных затрат может быть создано с помощью хорошо рассчитанных полуфабрикатов. Такой метод, без сомнения, может привести к увеличению количества авторов, публикуемых произведений, читателей. Именно этот вектор развития, на взгляд автора, является единственно правильным для сетевой литературы.

Андрей ОБОЛЕНСКИЙ

 

ПыСы. Что мы можем добавить? Только одно. Сказка ложь, да в ней намек. Автору - респект. 

 
html counter