Dixi

Архив



 

 

Селфи для Юли,

или маленький репортаж о презентации сборника «НАВАЖДЕНИЕ»

(московская библиотека № 200 «Истоки», 7 октября 2017 года)

 

Цифра семь для меня лично весьма симпатичная цифра. Какая-то домашняя, пушистая, не беспокойная. Чем-то даже знаковая. Седьмой конкурс завершен, вот — в руках — результат. Вроде бы все хорошо.

Даже не верится, что все это продолжается уже целых семь лет. Тогда, в 2010-ом, было большой аферой, теперь-то мы понимаем, затевать этот конкурс. Но… как бывает со всякими аферами, прокатило…

Возьмем в руки первый сборник, самый первый, который мы выпустили. Непрезентабельно, надо заметить, внешне. А вот внутри все очень даже прилично.

Когда я думал, о чем захочу поговорить на нашей встрече, то понял — а ничего придумывать не надо. Все уже украдено до нас. Маргарита в своем вступительном слове к сборнику «Наваждение» определила тему. Кому интересно, тот и прочтет, тем более, что тема вполне актуальная.

В пятницу, встречаясь с работниками замечательной библиотеки № 200 «Истоки» (надо было обсудить всякие мелкие оргмоменты), я чуть было не вступил в дискуссию о современной литературе. Ну, уберегся… не вступил. О ней, современной литературе, мы поговорили на презентации. Даже точнее если, то не совсем о современной литературе, это уж очень глобально, а о том, что Достоевский определил своим ставшим классическим: «Тварь я дражащая, или право имею?»

Для многих, пожалуй что и для большинства, то, что они писательствуют (это без всякой иронии, это наиболее точное слово, мне кажется) невероятно важно. Они могут быть кем угодно — журналистами, художниками, юристами, но при этом они еще писатели. Им Боженька подарил талант, и они его приняли не как дар, а как ответственность.

Ну вот, началось, ну вот, затертая пластинка, скажете вы. Ну, пластинка, ну, затертая… Но ведь — правда.

Мы семь лет подряд 15 октября открываем новый конкурс — зачем? Как и что надо делать, чтобы это не переросло в привычку, в такую супружескую тягловую обязанность? Все время вытягивать себя из болота за волосы, как барон Мюнхгаузен — зачем?

Буквально на днях был назван новый победитель Нобелевки по литературе. Такое неожиданно-ожидаемое имя — британский японец Кадзуо Исигуро. Формулировка звучит так: «в романах большой эмоциональной силы раскрыл бездну, скрывающуюся за нашим иллюзорным чувством связи с миром».

Я бы обратил внимание на другое. После первых вполне успешных и обласканных премиями и критикой романов вдруг в 2005 году его «Не отпускай меня» — роман про детей-клонов. Исигуро, который мог бы продолжать свои замечательные романы-рефлексии, вдруг, неожиданно для многих, выломался из стереотипов.

Вопрос — зачем ему это было надо?

Вопрос — зачем нам надо то, чем мы на протяжении этих семи лет занимаемся?

На столе лежат книги. Их уже очень много. Они выпущены (нашим издательством, другими) с фамилиями на обложке, эти авторы «засветились» участием в наших конкурсах.

Вот и ответ. Аналогия, конечно, крутейшая, но уж какая подвернулась.

Беру книги, рассказываю как могу про каждую.

Евгения Богомолова. «Человек, который хотел крылья». Проза и необычная, и неожиданная. Не всеми принимаемая. Но Женя точно знает, что это — ее. Ее мир, ее мысли. И у этой прозы есть читатель…

Вот книга Юлии Давыдовой. «Хранитель талисманов». В сентябре Юля была в Москве, книгу уже презентовала, но и лишний раз грех про нее не сказать. Юля стала локомотивом, движущей силой наших «посиделок». И на этот раз была с нами, пусть виртуально. Прислала свой «привет», который, конечно же, был народу зачитан и принят аплодисментами. Тут же соорудили ответ, быстрый, креативный: селфи трех авторов, трех фантастов.

Вот еще одна. Писалась книга как бы на раз, почти по необходимости. А получился шедевр. Роман Александра Гречаника «Пролезающий под нарисованной чертой».

Беру подряд, рассказываю. «И жизнь твоя, как повесть без конца» — сборник повестей и рассказов двух авторов (Леонид Исаенко и Сергей Кардо).

Николай Самуйлов — «День рождения майора Пронина. Серебристый металлик».  Детективы.

И еще. И еще. И еще…

Это я уже листаю первый конкурсный сборник — «Рассказы новых писателей».

Платон Беседин. Последнее изданное — «Дети декабря». Роман Богословский — «Трубач у врат зари». Евгений Филимонов — подборка в нашем сборнике «Станция Рай»…

Как-то, вроде бы даже мягко, после награждения лауреатов конкурса дипломами, после чтения стихов, после Сергея Кардо (он, как член жюри конкурса «Новые писатели», прокомментировал тексты некоторых авторов сборника — изящно, по-доброму, умно, толково. После таких разборов «крылья вырастают») разговор о современной литературе перерос в дискуссию о ней. Она — разная, броская и тихая, шоковая и вдумчивая, пронзительная и стебовая — нужна ли и кому?

Директор библиотеки Александра Ивановна Алексеева — ясное дело, она глубоко в теме — констатировала: литература все больше и глубже уходит в онлайн. Это — факт, теперь уже свершившийся. Такой же, как исход многих нынешних матерых литераторов в тренды, в востребованные читателем жанры и направления. Что есть, то есть. Современная литература — даже самые ее «премиальные» образцы — спрашивается и читается в библиотеке откровенно слабо. А вот — детективы, фантастика, это да.

Янина Викторовна Гюлзатян — главный библиотекарь и соведущая встречи — ее поддержала. Не без некоторой иронии, на вбросе топлива в огонь дискуссии озвучила довольно распространенную сейчас в нашем многополярном литературном мире мысль: «Если уже все написано, то зачем нужно писать еще и еще, зачастую хуже, чем сделано до этого?»

В ответ: «Не хуже, а по-другому». И об этом заговорили, потому что иного пути нет. И снова о фантастике.

Взял слово Сергей Булгаков — член жюри конкурса «Метафорическая деформация» — энциклопедически образованный в области всего того, что касается этого жанра, его истории и современных течений. А если, что, в конце концов, все же возможно, пробовать ломать ситуацию? Дать читателю нового героя, переориентировать с привычной на другую фантастику? Сергей понимает — да, это сложно, направления диктуются спросом, который уже сложился, в нем работают признанные мастера, они укореняются, врастают в жанр, вряд ли будут рады что-то менять и меняться. Ну, давайте попробуем хотя бы для начала издать в рамках конкурса отдельную книгу фантастики, которая будет востребована любителями жанра. По сути, в конкурсе большинство рассказов именно такие — мимо сложившихся течений, исполненные своим, уже вполне сложившимся голосом. Сейчас, в общем сборнике, фантасты теряются и звучат не так убедительно, как хотелось бы.

Да запросто, думается мне. Принимается. Дайте нам фантастов на полноценную книжку, сделаем.

Мы хотим учиться и мы учимся. Когда читалось письмо Сергея Снегирева, довольно нелицеприятное, по поводу оформления нынешнего сборника, то раздражение, которое было вначале, когда читал письмо впервые, давно ушло. Искал какие-то зерна, здравые мысли. Они есть. Значит, спасибо.

И еще. Игорь, ты незримо был на этой встрече. И, похоже, ты был совсем не против, чтобы я прочел вслух твой замечательный рассказ «Цена и дым», ставший вторым по результатам конкурса прозы в этом году. Если прочел плохо — извини. Я старался. После него как-то все само собой примирилось. Рассказ многое объяснил, многое расставил по своим местам. Спасибо тебе.

Теперь многие из названных (и неназванных тоже, выпущенных издательством «Дикси Пресс») книг попадут на полки этой замечательной библиотеки. Тщу себя надеждой, что их все же будут читать. Тщу себя надеждой, что среди тех, что будут читать, окажется и последний наш конкурсный сборник — «Наваждение».

И — огромное спасибо Янине Гюлзатян и Александре Алексеевой за поддержку, за помощь, за то, что мы встретились и нормально так, хорошо и плотно поговорили. Огромное спасибо всем работникам библиотеки, кто принимал участие в нашей презентации. С нас — очередной сборник. Будем жить дальше.

 

Леонид Кузнецов

Фото Евгении Богомоловой

 
html counter