Литературный четверг
Новые писатели - 2022
Архив - 2021
Архив - 2018
Литобъединение
Архив - 2019
Архив
Литературное агентство
Как издать книгу: литературные агентства и агенты
Всем доброго дня. Продолжаю тему, поднятую в недавней моей статье. Как вы, надеюсь, помните – я пообещал рассмотреть более-менее значимые и доступные способы издать свою книгу. Как платные , так и бесплатные. В первой части этого «цикла» я попытался рассказать о реалиях самообращения в издательства. Насколько я понял ваши комментарии, тема многим понравилась и вы ждете продолжения. Вот и оно, собственно. В условном нашем списке, в качестве второго пути я привел обращение в литературное агентство, либо к литературному агенту. Так уж сложилось, что сам лично я к услугам агентств не прибегал, но имел, да и имею, так сказать, радость плодотворного с ними сотрудничества в несколько другой сфере, нежели конкретно издание книг. Подробности чуть ниже, так как имеют отношение к сегодняшнему вопросу. С литературным агентом мне довелось общаться по месту прежней сетевой «работы» на одном окололитературном сайте. Пообщались мы плотно, и у меня сложилось некоторое представление о работе агента, скорее всего – абсолютно личностное и привязанное сугубо к личности конкретно этого человека. Не буду называть имен, скажу лишь, что это касалось возможности издаваться в ЛенИздате. Таким образом, у меня нет апробированной на собственной шкуре информации и фактов, которые я мог бы со спокойной совестью преподать вам в качестве советов по изданию вашей книги с использованием данного варианта. Вернее, двух.
Но… Как часто у меня случается, его величество НО имеет место быть. Чуть выше я уже упомянул, что как бы имею отношения с литературным агентством, правда, в несколько другом смысле. Это не прямое сотрудничество, основанное на каких-либо договорах по продвижению меня и моих книг, а участие в проектах данного агентства в различных качествах – участника конкурсов малой прозы, и члена жюри литературного конкурса фантастического рассказа. Собственно, кто меня давно читает, тот уже понял, что я сейчас имею в виду литературное агентство «Новые писатели», о сетевых конкурсах которого я уже не раз писал, приглашая всех желающих принять в них участие. Это ежегодные конкурсы малой прозы, поэзии и фантастических рассказов. Благодаря этим конкурсам я был издан в нескольких сборниках издательства «Дикси Пресс», партнером которого является данное агентство.
Конкурсы инициированы и нынче, кстати. Так что, у вас имеются абсолютно те же самые шансы, что и у меня.
Итак, я решил обратиться к редактору агентства – Маргарите Брик, с просьбой ответить на несколько вопросов, которые помогут нам вместе хоть как-то понять:
Маргарита любезно согласилась, и прислала мне довольно объемные ответы, которые, если честно, и для меня лично кое-что прояснили и осветили вопрос совсем с другого ракурса.
Итак, блиц-интервью с редактором литературного агентства «Новые писатели» Маргаритой Брик.
Е.Ф: Вообще, что такое «литературное агентство»? Мы нередко слышим это сочетание слов, и даже рисуем себе какую-то картинку в сознании, но какова реальность деятельности ЛА? М.Б.: Попробуем сразу отделить зерна от плевел. Чтобы не было путаницы, разграничим два понятия – литературное агентство и литературный агент. Литературное агентство – это посредник между литературой и автором. В функции агентов входит задача найти успешного автора, грамотно «присосаться» к нему и попытаться заработать на его текстах как можно больше денег. Здесь важно все – умение найти хорошее, то есть богатое издательство, не экономящее на гонораре, грамотное составление авторского контракта, умение четко отследить все полагающиеся автору денежные отчисления и умение продать его тексты на сторону: иностранным издателям, изготовителям кино и аудиопродукции. Всем этим агент и занимается. В идеале это такое содружество двух талантов – литературного писательского и таланта литагента. Последний получает вознаграждение в среднем от пятнадцати до двадцати процентов от всех заработанных первым денег. Так что, как вы сами понимаете, слово «присосаться» в контексте профессионального литературного агента надо брать в кавычки. По-хорошему - это такое равноправное партнерство, от которого в выигрыше обе стороны. У литературного агентства задача – выпуск книг, хороших и разных. Желательно не только разных, но прежде всего – хороших. То есть, изначальная функция ЛА – довести до качественного уровня полуфабрикат, который предоставляет автор – корректура текста и редакторская правка. Иногда – написание за автора книги по его порой талантливым, но зачастую беспомощным сюжетным наброскам. Е.Ф.: Как правильно выбрать ЛА? М.Б.: Да собственно просто. Каждое агентство обычно специализируется на чем-то конкретном. Кто-то – на выпуске книг за счет автора, кто-то на доводке до сносного состояния предоставляемого текста, кто-то просто имеет штат литературных негров и штампует по заданию конкретного издательства книги модного автора. То есть, на первых порах надо просто написать выбранному вами агентству письмо и объяснить, какой продукт вы в итоге хотите получить. После короткой переписки (пара-тройка писем) вы сами поймете, стоит ли заключать с этим агентством договор – ваш это случай или надо искать дальше. Как говорится, чтобы понять, что вы не созданы друг для друга, совершенно не обязательно жениться… Е.Ф.: Является ли обращение в ЛА действенным сокращением пути Автора к изданию? Или это параллельный и не обязательно самый короткий путь? М.Б.: К изданию книги за свой счет – конечно. Но если вы хотите не просто издаться, но войти в писательское сообщество, чтобы о вас заговорили, начали вас читать, а в идеале еще и получить гонорар за свой труд, тогда далеко не всегда. На повестке дня вопрос таланта… Помните хрестоматийное – таланту надо помогать, бездарности пробьются сами? Вот когда сотрудники литагентства обязательно вспомнят, что работают во имя литературы! Они сделают все от них зависящее и еще больше: будут филигранно бережны с редактируемым текстом, потом помогут найти автору хорошее издательство, а после издания его книги постараются обеспечить ей неплохую прессу. Подобного может не произойти, если автор обратится в издательство напрямую, там по той или иной причине текст могут просто проигнорировать. Е.Ф.: В чем еще, кроме издания, может помочь автору ЛА? М.Б.: Продвижением его книги: разработкой «легенды», хорошей прессой, выдвижением книги на премии, которых в России пока еще хватает. Е.Ф.: Услуги ЛА оплачиваются изначально или это работа на перспективу за часть гонорара? Если по договору, то в чем заключаются гарантии действительно проводимой работы? М.Б.: На перспективу? Пожалуй, только в случае, когда речь идет о возможном коммерчески успешном проекте. Но это скорее исключение из правил. Обычно все же речь идет о поэтапной предварительной оплате – это в лучшем случае, либо, как происходит значительно чаще, о полной оплате всех услуг сразу. Все тонкости соглашения прописываются в контракте: работа, сроки ее выполнения… Вопрос качества оставим за скобками, ГОСТов в нашем деле нет, зато в полной мере присутствует и вкусовщина, и субъективизм, и уровень претензий автора и масса других факторов. Е.Ф.: Насколько, по-вашему, развит институт литературных агентств и агентов в России? М.Б.: Точных цифр у меня нет, да мне они и не особо интересны. На мой взгляд, сегодня агентов в России могло бы быть и больше, а агентств – меньше. Это я к тому, что многие агентства загружены совсем не в полную силу. Что происходит в действительности? Функции издания книг за счет автора прекрасно исполняют всевозможные небольшие издательства, а подготовку своих текстов специалистами молодые авторы принципиально игнорируют. Видимо, они считают себя изначально непогрешимыми… Да и недешевое это удовольствие, надо признать. Е.Ф.: Что оптимальнее – обратиться в ЛА или довериться литагенту, обещающему не много, но сразу? А то и наоборот. М.Б.: Найти хорошего литературного агента в принципе сейчас может только хороший состоявшийся писатель. Это право – работу через агента – еще надо заслужить, поскольку смысла сотрудничать с неизвестным автором у литагента нет ни малейшего. Так что – либо обращайтесь в агентство, либо напрямую в издательство. Последнее – гарантированно провальный вариант, если у вас нет прямых родственников в этом издательстве. Но почему-то этого начинающие авторы слышать не хотят. Ну что ж, я всегда говорю – с богом, ищите и обрящете. Е.Ф.: Литагент, предлагающий издание на условиях включения его в соавторы - это нормальная практика? М.Б.: Боюсь, что хороший литературный агент просто не понял бы вашего вопроса. Каждый занимается своим делом. Наверное, моральное право проситься в соавторы мог бы редактор, полностью переписавший плохую книгу и сделавший из гуано конфетку. Но мне такие случаи неизвестны, редакторы – адекватные люди, которым не надо чужой славы. Им достаточно своей. Е.Ф.: Рынок бумажного книгоиздательства стагнирует или это досужие сплетни? М.Б.: Думаю, пройдет лет восемь-девять, и производство бумажной литературы полностью разделится на два сегмента. Часть издательств будут ориентированы на выпуск бумажной литературы по требованию, другие будут выпускать бумажные книги очень ограниченным тиражом в десять-двадцать экземпляров, безумно дорогие, такой, знаете, эксклюзив для особо богатых людей. Книга действительно станет лучшим подарком, потому что будет настоящим произведением искусства. _________________
На этом я, пожалуй, закончу сегодняшнюю статью и попытку осветить вариант издания книги путем обращения в литературное агентство или к литературному агенту. Само собой, в комментариях постараюсь ответить на все вопросы, которые возникли по данной статье. Возможно, в дискуссии мы рассмотрим этот вариант более всесторонне, ведь у каждого из нас есть какие-то факты из личного опыта. Опять же, возможно, в обсуждении примет участие и Маргарита Брик. В любом случае – если есть вопросы конкретно к агентству и его сотрудникам – ссылка на «Новые писатели» и их конкурсы приведена в статье.
А теперь позвольте мне закруглиться, ведь нужно думать и над продолжением этого цикла статей о том, как же нам издать свою книгу.
Поделитесь с друзьями, хорошо?
Евгений Филимонов http://www.jonny-30.ru/2014/02/kak-izdat-knigu-litagentstva-i-agenti.html
|