Литературный четверг
Новые писатели - 2022
Архив - 2021
Литобъединение
Архив - 2019
Архив
Литературное агентство
Про удачность и удачливость В адрес оргкомитета после обнародования шорт-листа конкурса «Новые писатели – 2020» пришло письмо от Александра Дивеева. Регулярный автор наших предыдущих конкурсов, призер одного из них в этот раз в шорт не попал. Мы были несколько ошарашены итогами, но, увы, общее десятое место, и как следствие — подборка прошла мимо финала. Мы довольно долго думали, стоит ли выносить на суд читателей это письмо. Потом решили, что смысл разговора будет только в одном случае: если мы попробуем совместно из этого дела извлечь определенную пользу. Не будем ни обвинять, ни оправдываться, никаких «око за око», а попробуем на базе поэтической подборки Александра Дивеева разобраться — есть ли в ней недочеты. Единственно лишь для того, чтобы участники нашего конкурса, буде захотят, поучились на чужих ошибках. А они, как мы знаем, есть у всех. Претензии автора письма, схематично: Написать это письмо меня побудила непрофессиональная, на мой взгляд, оценка моей подборки стихотворений, присланных на конкурс «Новые писатели». Если у члена жюри конкурса «Новые писатели» есть своё мнение на мои (чужие для неё) стихи, то у меня никто не отнимал своего мнения на её оценку моих произведениё. Вот что написала про подборку Александра Дивеева член жюри конкурса Юлия Землянская. Сильные стороны: короткие строки достаточно легко читаются, есть удачные метафорические решения, наличие неологизмов. Слабые стороны: проблемы с ритмикой, много неточных рифм. Есть фразы, в которых «вязнет» язык при прочтении. Неверное употребление паронимов. Иногда невозможно понять, что автор имел в виду. Про сильные стороны, видимо, опустим. Их никто не оспаривает: ни автор, ни читатель. Мы со своей стороны добавим, что стихи мелодичны, в значительной степени поэтически корректны (это отметил и автор в своем письме, приведя ряд использованных им рифм, часть из которых и на наш тоже взгляд очень симпатичны). Кстати, вот эти рифмы, которые привел сам автор, и мы нисколько не спорим с его оценкой их удачности. Жирным шрифтом мы отмечаем те, говоря про которые мы просто цокаем языком — они воистину замечательны. трепет/репу; О, Боже мой/прохожие; на душу/надушен; яичница/личного; из жести я/происшествия (очень — ЛК); из Манилы/ изменила; обезьяна/без изъяна; скорби/горбясь; ящик/ таращит; дни/перед ним; да лгут/долгу; помеха/эхо; вороний/в угоне; тороплив/корабли. А вот эти, их тоже отметил автор, на наш взгляд, не бесспорны. Бесспорно само право автора их употреблять, но записывать их в безусловный актив вряд ли стоит. мчит/копыт; прян/туман; красавица/бодаются; парки/Пасху. С рифмой упрёки/кособоки связана другая история. Собственно как рифма это и неплохо, но упрёки явно притянуто к кособоким избам, видно, какая строка родилась первой, а какая подтягивалась к ней. Но не это самое неудачное. Слово «упрёки» в контексте стихотворения вообще нехорошо. Я попробовал поставить вместо «упрёки» другое слово. Допустим, «уроки». Со скрипом, но оно вполне встало. И не изменило смысла стиха кардинально, поскольку первая строка вообще к теме всего стихотворения имеет отношение слабое. Если разбираться — в чем автора упрекает память? Разве он виноват в том, что у нас избы кособоки, что «на месте изб, садов, берёз — посеет фермер на халяву пшеницу, свёклу или рожь»? За что памяти именно упрекать автора? А если память все же взялась упрекать, то, скорее всего, совсем за другое. И об этом, как мне помнится, у Александра было. Но сейчас мы рассматриваем не творчество поэта вообще, а конкретную подборку. А в этой конкретной подборке есть не очень удачная строка. Кстати, стихотворение, за исключением еще пары моментов, получилось вполне приличным. Но, увы, всё же далеким от идеала. Вот, к примеру, рецензент говорит об употреблении паронимов. Давайте напомню, что это такое. Паро́нимы — это слова, сходные по звучанию и морфемному составу, но различающиеся лексическим значением. К примеру, как если бы я выше вместо слова удачности употребил удачливости. Вот пример паронима у автора: Цветет дурнушкою сирень. На самом деле сирень цветет дурниной. Я не стану проводить подобный анализ каждого стихотворения, это при желании вы сможете сделать и сами. Определить исключительно удачные строки и строки случайные, необязательные. И — да, удачных больше. Но и неудачных хватает. О ритме. Рецензент отметила проблемы с ритмикой. Возьмем для примера четыре строчки стихотворения «Время». Вот, допустим, эти. Время испу́ганной ло́шадью мчи́т. (- - - / - - / - - /) Шо́ры! Где шо́ры? О, Бо́же мой! (/ - - / - - / - -) Пух/ то/по/ли́/ный/, как/ пе́/рья/ от/ ку́р. ( - - - /- - / - -/) Видимо, та́к, с ярым бле́ском в глаза́х (- - - / - - / - - /)
Перед нами практически классический тактовик. Но я, когда разбирал это стихотворение, довольно долгое время не мог понять, отчего у меня сложилось впечатление о сбое ритма. Вроде бы все правильно, но ощущение рваного ритма, причем не искусственно, нарочито рваного, а случайной ошибки присутствовало, не отпускало. Возможно оттого, что строка «Шоры! …» начинается с ударного слога в отличие от остальных? Кстати, я сразу же прицепился к этой строке, пытаясь отыскать в ней подвох. Подвоха не было, а ощущение подводного камня осталось. Тут следует учитывать одну простую вещь. Читатель оценивает стихи, проговаривая их, как бы «обкатывая» на языке. И они либо «цепляют», либо не трогают. И каждая такая мина не добавляет стихам удачливости. Напоследок я скажу, что Александру Дивееву, скорее всего, более не повезло, чем его стихи настолько уж нехороши. К примеру, их очень высоко оценил наш постоянный член жюри Александр Агарков. Кстати, он тоже прислал письмо, в котором искренне не понимал, как такое могло произойти. И просил объяснений. Вот сейчас я попытался их найти. Ко всему вышесказанному добавлю: это — конкурс и у него свои законы.
Леонид Кузнецов |