Dixi

Архив



Татьяна МАРЬИНА (г.Кострома) АНОНИМКА

Марьина

Здравствуйте, уважаемый губернатор!

Простите, что беспокою Вас, отрываю от важных дел, но повод к написанию письма у меня тоже важный, а кое-что из написанного может пригодиться Вам в работе. Правда, совсем не уверен, что письмо попадёт к Вам, ведь у Вас столько замов и помощников. Хотел записаться к Вам на прием – со мной и говорить не стали! Конечно, нас – много, а Вы – один.

Так что пишу больше для самоутешения: кому моё письмо нужно?

В позапрошлом году я закончил наш технологический колледж, как раньше дразнили – кулинарный техникум. Осенью пошёл служить в армию, и вот уже отслужил. Не стал, как некоторые, отмазываться, хотя по здоровью имел два хороших шанса на откос, но не стал валяться ни в одном, ни в другом стационаре. Когда действительно есть проблемы со здоровьем, парень хочет отслужить и служит, чтобы потом его не спрашивали про эти проблемы, не тыкали ими в глаза; да ещё и на работу никуда не возьмут. А тут – отслужил в армии – и всё: зелёная улица. С руками оторвут! Ведь специальность у меня – технология продукции общественного питания, короче – технолог, повар пятого разряда, кондитер – четвертого. Парней с такой профессией – нарасхват. Ещё бы: работа не женская, тяжелая, а работают почти одни женщины. А я – молодой, сильный, холостой – ни больничек брать не буду, ни в декрет не уйду, и в любую смену смогу, и с переработками. Не пью, не курю, не шляюсь. Да ещё после армии – дисциплина, никакого разгильдяйства и всё такое… Любой работодатель оценит!

Но вот пришёл я из армии и нигде на работу устроиться не могу. Пришёл осенью, где были какие места – выпускники этого года их заняли – они предпочтительнее: молодые специалисты. А я, значит, устарел. Их берут охотно, потому что первые полгода им можно не платить: биржа труда им выплачивает четыре тысячи семьсот рублей. Пока опыта набираются.

А мне работодатели говорят: «У тебя нет опыта работы». Но ведь они же меня до армии не брали на работу, говорили: «Ты нам на три-четыре месяца не нужен». Я до армии и работал сторожем.

Молодым специалистом я теперь уже не считаюсь, а значит и  четыре семьсот от биржи мне не светит. И просто специалистом тоже не стал: нет опыта работы. Интересно, а когда мы в колледже сдавали на третий, потом четвертый, потом пятый разряд – мы что, ничего не умели? Или квалификационная комиссия нам за красивые глаза разряды присваивала? Двух лет ведь ещё не прошло, это же не двадцать лет, чтоб все забыть. Правду сказать, в армии мне не пришлось быть поваром. Или, может быть, устраиваясь на работу, надо было соврать?

На бирже получить статус безработного – дело немыслимое. Да и не нужен мне такой статус в двадцать один год! Проболтался я так одну неделю и стал спрашивать работу – абы какую. Жить-то как-то надо!? Спрашивал и по работодателям, и на биржах труда. И вот работаю уже восемь месяцев. Редко-редко когда дня два-три без работы. И как же я работаю? За это время я поменял четырнадцать мест. Работал: поваром (в кафе, ресторанах, супермаркетах), грузчиком в магазинах, сторожем на складах, охранником. И везде меня брали без оформления, стажёром, типа – на испытательный срок. А стажер – он, известно, рвет подмётки, выслуживается, никаких опозданий-замечаний чтобы, и – на всю катушку. А недели через две-три – на выход показывают. Дескать, не подходишь ты нам. – Как не подхожу? – Да вот, дескать, психологическая несовместимость обозначилась, тест наши специалисты проводили, бригада тобою не довольна. – Что вы, братцы, как же так? – В бригаде говорят: успокойся, парень, никаких тестов не было. Просто тебе надо платить за эти твои две-три недели, а так тебя сейчас вышвырнут, а нам другого стажёра возьмут. Используют дармовой труд, пока безработица. Не ты первый, не ты последний,  извини.

Тут в автобусе ехал и разговор такой услышал. Мужик средних лет другому хвалится: у меня сын профессию хорошую получает, – повар. Бесплатно в хорошем ресторане работает, чтоб специальностью овладеть! – Вот как! Похвалился, болван. Сам, значит, сына кормит. И долго будет? А если батьки нету и некому кормить? Твой сын на дядю пашет, а ты афишируешь, нет бы помолчал, постеснялся говорить. Я, к стыду своему, тоже сижу на шее у матери, и это такой стыд, который взрослому парню всю жизнь отравляет. И мать молчит, когда ее спрашивают, где я тружусь. Что тунеядствую – не скажешь, но и работой такое «хождение по мукам» тоже не назовешь. Стыдно сказать, всем ведь не объяснишь. Вот и не распространяемся.

А уж как было обидно, когда я устроился в ресторан под Новый год, и работал там до Татьяниного дня, а потом стал не нужен! Все предновогодние корпоративы, Новый год, Рождество, каникулы всех сортов… Народ деньги по итогам года получил, как не встряхнуться? У нас было работы – завались: по 15 - 16 часов в сутки работали, и был нужен! А всё прошло – и стал не нужен! За всё это время только и поимел то, что поешь на работе (выгода профессии), да ночью развозили – заканчивали иногда и в час, и в два, и даже было – в три (какой тут транспорт!), а с утра – на работу…

Понимаю, что, может быть, без опыта работы повар я неважный, но что я грузчик плохой – неправда. Хоть и был всегда от физкультуры освобожден, но у меня по тяжелой атлетике второй взрослый разряд. А ещё занимался русской борьбой, дзюдо, боксом –  к армии себя готовил. Сам себе доказал, что себя можно самому сотворить, не только в плане ума, но и в плане физической подготовки. Ни в техникуме, ни в армии никто моих проблем со здоровьем не обнаружил. В сторожах меня держали ровно столько, сколько официально работающий сторож был в запое. Он вышел – я ушёл. Не то, чтобы денег, но даже «спасибо» не сказали, что я их выручил. Ну, а охранник для работодателя предпочтительнее с лицензией. На неё я ещё не заработал. А что в Федеральной службе охраны служил – не в счет.

Студентом был – где только не подрабатывал. Вроде, не тунеядец. И в армии был только один год, но «гражданку» не узнать! Придумали какой-то кризис, и такое впечатление, что молодёжь никому не нужна. Хоть иди на кладбище и закапывайся.

Старшие на нас бочку катят, что мы бездельники, а ни один из них (даже дремучий пенсионер) не уступил местечко. Такое убеждение сложилось, что у работодателей своих оболтусов нет (или где же они их тогда устраивают?), или что сами они никогда не начинали с нуля. Не родители же им должности купили? Или раньше тоже всё покупалось?

Теперь про молодежную политику. Я у друга выходил на разные губернские сайты, и там кое-что читал. Сколько программ настряпали, какие-то конкурсы, гранты… Они для чего? Диссертацию кто-нибудь клепает на наших проблемах? Или те тридцати-сорокалетние ожиревшие «вечные мальчики» – организаторы всевозможных тус, которые скачут, «козлякают» на экране, вместе со своими помятыми, вчерашней молодости леди в качестве замов – в самом деле ставят своею целью помочь молодым найти уж если не свое место в жизни, то хотя бы рабочее место с каким-нибудь небольшим, гарантированным заработком?

Тусы, тусы и тусы… Глаза бы не глядели!  Прямо пир во время чумы. Хотя бы выходила эта информация в какое-то определённое время, хотя бы нормальным людям в новости эту ерунду не пихали. И где хоть для этого столько денег находится? Форум в Сосновом Бору, форум в Заречье, форум в санатории «Ясные зори»… И чем же они там занимаются? Смотреть тошно: то руками по команде машут, то какие-то речёвки выдают, то типа «Танцев маленьких утят» устраивают… Пионерские лагеря критиковали, а ведь тут – не детки: студенты двадцатилетние, да прочая молодёжь женильного возраста. Ну, девчонок ещё понять можно, им замуж надо выходить, они и ищут себе мужиков. А парни? Шли бы в армию служить, раз погнуться им захотелось. Их там так прогнули бы!

Я спросил у друга (он в универе учится): из ваших-то кто хоть ездит на эти сборища? Он аж лицо скривил: «Кто туда ездит, на курсе авторитетом не пользуется. Так, сброд всякий, кто учиться не хочет и не может, они только тусить и умеют; а потом в сессию их тусовочные руководители бегут по преподавателям и деканатам и выпрашивают им тройки да продление сессии  – «за активность на форумах». Если человек учится, ему распыляться на ерунду некогда. А у этих даже уже мозги заштампованы: как прогнуться, да как зад лизнуть начальнику, преподу или ещё кому. Это у них называется – коммуникабельность, а друг сказал с иным ударением: «коммуникабельность». Они все отдрессированны, запрограммированы. Такими  что не манипулировать? Надо думать, кому-то это выгодно?

Вот и вся молодёжная политика!

Лучше бы эти деньги конкретно доплачивали бабёнкам на бирже труда. Чтобы они не чаи гоняли на работе от безделья, не мариновали нас часами под дверями, при нашей-то километровой безработице. Чтобы они хотя бы:

1) Обновляли базы данных, а то каждый месяц дают одно и то же. Идешь к работодателю с этими адресами, а он в их адрес, а заодно и в наш (я не преувеличиваю) – трёхэтажным матом: дескать, я на работу взял уже человека, и замучился каждый день звонить им на биржу, что место давно занято. Неужели из базы трудно вычеркнуть, гоняют людей!

2) Чтоб спрашивали и отслеживали, как устроен их «подопечный»: на две-три недели его взяли стажёром без оформления и оплаты, или взяли на работу по-настоящему?

А то ведь начинаешь нехорошо думать: может у бирж труда и работодателей взаимная договорённость – гонять людей туда и обратно. Так получается – все при деле, все заняты. Игра типа  «круговорот веществ в природе», а конвертируемое вещество – мы, безработные.

Понимаю, что этим тётям мало платят, что с них спрашивать? Вот если бы у нас такого рода исполнителям заплатили достойно, можно было бы работников ответственных по конкурсу набрать, и спросить за работу. Тогда бы и порядок навели без программ, конкурсов, грантов и реформ. И не только в плане безработицы, а в масштабах покрупнее.

С экранов все боятся потерять молодёжь – так называемое будущее. А чтобы нас не потерять, надо элементарно занять работой (уж даже не говорю про то, что хочется найти работу по душе; да любой рады!). Дело – вот всё, что нужно человеку, особенно молодому. Человек сложившийся в любой ситуации не растеряется, не поддастся, сумеет найти выход, сумеет занять себя, а тут… Дайте молодежи дело, а не тусы свои клоунские!

И ещё хотелось бы, чтобы работодатели к новеньким относились по-человечески. Мы хоть и родились в перестройку, но ведь перестроечная травма – не родовая: тоже ведь люди, а не олигофрены какие. Что уж сразу крест на нас ставить, как на потерянном поколении, мы ещё и жить-то не начинали. Конечно, навыков у нас нет, но и не будет, если человек уже отчаялся работать по специальности. Если в двадцать лет я ещё не успел поработать по специальности, то в сорок точно уже не буду поваром. Или так: пусть одно-два поколения молодых, на обучение которых в вузах и ссузах государство затратило деньги, работают дворниками, сторожами, уборщицами, – что мы получим через тридцать-сорок лет, какое общество?

Ну, это я далеко заглянул. Буду закругляться, и так, простите, занял много времени у Вас.

Я хочу ещё сказать, что официальные цифры по безработице сильно приуменьшены, потому что многие, очередной раз потеряв работу, на биржу уже не идут. Я ходил много раз, но меня нигде не отметили, ни в какую базу данных не внесли как безработного.

А теперь на закуску. За эти восемь месяцев мне удалось поработать по специальности шесть раз. Я не буду писать конкретно – где и сколько времени. Но только в ресторане «Феличита» меня заставили пройти медкомиссию и оформить санитарную книжку! В остальных заведениях общественного питания я работал просто как «человек с улицы». А вдруг у меня венерическое заболевание или чесотка? Уважаемый губернатор! Вы ведь тоже наверняка пользуетесь услугами супермаркетов и бываете в ресторанах? Теперь будете знать, кто там «стажируется».

Вчера одноклассницу встретил, она универ закончила летом, учительница, тоже безработная. Так ей ещё хуже. Не по специальности – не берут: раз государство деньги платило пять лет, значит надо оправдать; переквалифицироваться тоже никак – по этой же причине. Четыре тысячи семьсот ей не положено, хоть и свежеиспеченная выпускница – эта помощь только для лицеев и колледжей. В школах – нет мест, с кризисом начались сокращения уже имеющихся ставок. Она вообще вся в трансе. Я хотя бы бесплатно хожу на работу, делом занят, а у неё даже этого нет, опухает от безделья. Я ей говорю: «Книжки умные читай»! А она: «Уже начиталась, хочу работать, как нормальный человек». Говорит, что такое впечатление создается, что мы все – молодежь с тем или иным образованием – ни области, ни городу не нужны. Дескать, сваливайте!

А вот и уедем. Пока молодые. С кем останетесь?

Простите, если что не так написал. Искренне желаю Вам здоровья и успехов.

Теперь всё.

Вечный стажёр.

Извините, что анонимно. Вдруг мне придется ещё в нашем городе искать работу?

Написал всё, как есть, да и придумать такое – не придумаешь.

Будьте здоровы!

 

 
html counter