Dixi

Архив



Наталья СЕДАЯ (г. Липецк) АРОМАТЫ ЛЕТА

12

Городская электричка продолжила свой путь, а я замерла на перроне — мои ожидания оправдались — всё вокруг казалось таким знакомым и родным, а сочные краски наступившего лета только освежили сельский пейзаж. Капельки утренней росы сверкали в лучах восходящего солнца и радовали мою душу. Пришло чёткое осознание, что я дома, вспомнилось детское чувство восторга от встречи с природой, от общения с животными и жизни в гармонии с собою.

Мне предстояло пройти через берёзовую рощу, и я отправилась по знакомой тропинке. Лёгкий ветерок шевелил листву, а мне казалось, что это таинственный шёпот лесных фей. В юности бабушка говорила о берёзах, что их стволы напоминают стройные станы молодых девиц. Я остановилась на поляне, и аромат лесных трав вскружил мне голову. Присела на пенёк и тут в моей памяти промелькнули события последних лет: учёба в медицинском институте, затем работа над диссертацией, защита неделю назад и пустота, которая вдруг поселилась в душе после напряжённой и суетной жизни в большом городе. Пришло время подводить итог, а он меня не порадовал: приложила много усилий, чтобы окончить институт с отличием, всё время посветила диссертации, а в результате осталась одна — образованная, успешная, но без семьи. У всех подруг растут дети, а со мною рядом нет близких, тех, кто может поддержать в трудную минуту или разделить твою радость. Не могла себе позволить даже котёнка, некому было за ним ухаживать, когда уезжала в командировки.

 

Бабушка встретила меня с огромной радостью, её глаза согрели мою душу и я ощутила, что это мой самый любимый человек. Я рассказала о своей жизни и об успехах в профессиональной деятельности, о возможности работать в частной клинике, где платят огромные деньги. Но взгляд бабушки был грустным:

— Знаешь, внученька, я рада твоим успехам, но мне давно хотелось подержать на руках своего правнука — это будет продолжатель нашего рода, твоя кровинушка.

— Бабуль, прежде нужно найти мужа, а затем думать о детях. Пока не встретила человека, с которым хотела бы пройти вместе рука об руку свой путь, до окончания своих дней.

— Возможно ты плохо смотришь вокруг себя, не внешность и физическая красота определяют ценность мужчины, а его внутренняя доброта и порядочность. Внешне невзрачный — может иметь огромную душу, способен порадовать и согреть близких ему людей.

 

Первые дни я отсыпалась по утрам, днём помогала бабушке по хозяйству. А затем она заболела и слегла. Поднялась температура, озноб и сильный кашель не позволяли ей заснуть. Она в горячке металась в постели, сильные хрипы вырывались из её груди. Мне пришлось вспомнить всё, о чём нам рассказывали в институте. Но ни эти знания, а также лекарства, привезённые из города, не помогали и моя любимая бабуля продолжала страдать. И тут моя гордыня была посрамлена: кандидат медицинских наук не смогла помочь самому родному человеку. Уныние поселилось в моей душе, но я понимала, что не имею права опускать руки и обратилась за помощью к соседке — бабе Серафиме. После осмотра соседка сказала:

— Напрасно ты покупала аптечные препараты, ей поможет только марьин корень. Растёт он в одном месте, у каменного уступа. Будешь завтра утром провожать корову в стадо, попроси пастуха, чтобы он вечером принёс корень, заваришь его и несколько дней будешь давать Тамаре, а потом и совсем забудете о её болезни.

— Я могу и сама сходить к реке.

— Это далеко, а пастух как раз туда гоняет коров, в том месте самая сочная трава. А ты милая в это время сделаешь настой из тех трав, которые я тебе сейчас принесу.

Через время жар уменьшился, и больная уснула, впервые за три дня. Я поняла, что критический момент прошёл и сама свалилась на диван. Утром едва не проспала, корова начала мычать, и мне пришлось бежать в стойло, а затем быстро выводить её к стаду. У нашей калитки стоял парень, в его руках был кнут. Он удивился, увидев меня в велюровом спортивном костюме.

— Девушка, простите, вы меня поразили, вы такая хрупкая, а так ловко справляетесь с коровой.

— Моя бабушка заболела, и мне приходится заниматься хозяйством.

— Так вот почему не видно бабушки Тамары.

— У неё горячка и сильный кашель. Не могли бы вы принести марьин корень? Это последняя надежда, аптечные лекарства оказались бесполезными.

— Да, принесу.

На закате у нашего дома появился пастух, достал из котомки пакет и передал мне в руки. Я облегчённо вздохнула, а его лицо осветила необыкновенная улыбка. Утром я не успела рассмотреть черты его лица, а теперь увидела, что его глаза были необычного цвета — полевого василька, а волосы напоминали выгоревшую на солнце пшеницу. Первой мыслью была: «Этот парень свой среди здешних лугов».

Марьин корень поставил бабушку на ноги, но слабость ещё оставалась. А я за это время поняла, что сельский труд очень напряжённый, требует физической силы и сноровки, а главное — любви и внимания к тому, что ты делаешь. В городе я считала себя выносливой и физически крепкой, занималась фитнесом, бегала по утрам. А вот деревенские заботы по хозяйству показали, что я быстро устаю. Но за домашними животными нужен постоянный уход, и мне нельзя было расслабляться: необходимо было кормить кур и гусей, доить корову, выводить козу на выпас, приносить воду. И только наш кот Василий сам добывал себе пропитание — ловил мышей и получал угощение от соседа Тараса — ходил за ним к реке, где мелкая рыбёшка доставалась ему как награда за терпение. Утром провожала корову в стадо и встречала пастуха, он дарил мне улыбку и уходил вслед за коровами. Через время стала замечать, что мне так не хватает его доброй улыбки и взгляда таких замечательных глаз цвета василька. Всё чаще я стала думать об этом парне, но однажды моя гордыня решила поставить на место моё самолюбие. Я представила, как кандидат медицинских наук будет общаться с пастухом и мне стало смешно. Слишком большая пропасть была между нами, неравенство положения в обществе, разный культурный уровень. Такие мысли принимал мой ум, а вот сердце говорило другое: этот парень обладает спокойным характером, он кроткий и трудолюбивый. Первый раз в жизни я осознала, что меня тянет к нему, мне хочется быть рядом, только вот я не могла найти повода к нему обратиться. Помог случай. Наша коза Айка буквально исчезла с места выпаса. В обед я принесла ей воды, а её не оказалось на лугу. Я испугалась и растерялась одновременно, но тут заметила, что у реки пасутся коровы и решила узнать у пастуха, не видал ли он нашей козы. Я тихо подошла сзади, меня мучил вопрос, чем же занят пастух. Увидела, что он читал книгу. И каково же было моё удивление, что автором оказался мой любимый писатель. Он пытался скрыть своё смущение, а меня это подкупало.

— Скажите, вы не видели здесь козу?

— Сегодня не видел, но знаю, где её тайное место, там часто находила её бабушка Тамара. Недалеко отсюда есть овраг, и ваша коза любит пощипать там травку.

— Подскажете, в каком направлении мне идти?

— Я вас провожу.

— А как же ваши коровы?

— Они поели, напились воды и теперь будут дремать на солнышке.

— Тогда пойдём искать убежавшую козу.

Пастух первым вышел на тропинку. Он двигался уверенно, и весь его вид внушал спокойствие. А я поймала себя на мысли, что именно такой человек мне нужен, и я согласна идти за ним куда угодно, лишь бы он был рядом.

Айка паслась в овраге, верёвка и колышек влачились за нею. Увидев меня, строптивая коза поняла, что кончилась её воля и помчалась вверх по склону. Я пыталась бежать за ней, но не успевала, коза быстро поднималась вверх, а там луг и свобода. Но пастух предвидел, чего хочет коза и первым ловко вбежал наверх. И когда появилась ее голова, то ухватил Айку за привязь. Вскоре коза паслась на лугу, а мы возвратились к стаду. Коровы лежали у воды.

— Спасибо вам за помощь. Наша Айка очень шустрая и хитрая, её трудно изловить.

— А почему у неё такое странное имя?

— Айка — это сокращённое от Бодайки, коза своенравная и неуправляемая, своими рожками бодает других животных, чужих коров и коз, боится только Борьку — соседского быка. Моя бабушка с юмором и своих животных называет смешными именами. Так вот Бодайка — это фамилия, а полное имя козы — Серафима Бодайка. Когда она была козлёнком, то её голосок напоминал глас соседки Фимы. Так её и назвали.

— Вот теперь про козу я все знаю, а про вас ничего. Даже как вас величают.

— Я — Елизавета, а проще Лиза.

— А мои родители назвали меня Валерием.

— Вот и познакомились.

Я замолчала и почувствовала румянец на щеках, они предательски меня выдавали, когда меня смущала ситуация.

— Лиза, я предлагаю вам пройти к реке, там в тени берёзы есть лавочка, вы можете отдохнуть в прохладе.

Мы обошли каменный уступ и присели на лавочку. Берёзовые ветви низко склонялись к нам, создавая тенистую грань, за которую не проникали жаркие лучи. Мы сидели рядом, плотно прижавшись друг к другу. С ранней юности я часто бывала здесь с деревенскими ребятишками и удивлялась, почему лавка такая короткая — только на двоих. А потом бабуля разъяснила ситуацию: оказывается — лавка эта для влюблённых, её специально поставили у реки и посадили берёзу.

Мы долгое время молчали, а затем я спросила:

— Знаете, Валерий, почему в народе этот каменный уступ называют Марьиным?

— Расскажите, с удовольствием послушаю.

— Существует легенда, и она передаётся из рода в род многие века. Во времена нашествия татар в нашем селе жили Ярослав и Мария, они были помолвлены. Татарская конница приблизилась к реке, все мужчины вышли на защиту своих семей. На том берегу они устроили засеку, часть татар попали в засаду, но их было так много, что они убили селян. Погиб и жених Марии. Она во время битвы забралась на вершину каменного уступа и наблюдала за сражением. Как только погиб Ярослав, она вскрикнула. Камень под ногами раскололся надвое. С тех пор говорят, что появился внизу ручей. Случилось это ранней весной, Мария стала оплакивать своего жениха и слёзы наполняли ручей, и уровень воды поднимался. Всю свою жизнь Мария приходила на это место, она больше не вышла замуж и однажды её нашли бездыханной. Её похоронили у основания скалы. На следующий год по весне вокруг уступа появилось новое растение с огромными белыми цветами. Его запах привлекал внимание людей. А сорванные цветы долго сохранялись свежими, наполняя избы чудным ароматом. Но более всего в народе стали ценить корни растения. Они имеют поразительную целебную силу и назвали их Марьиным корнем. Я с детства слышала эту легенду, но никогда не думала, что он реально поднимает на ноги тяжёлых больных. Я по образованию медик и привыкла доверять и использовать средства официальной медицины, а здесь столкнулась с необыкновенной силой травы и чудесным исцелением моей бабули. А ещё есть поверье, что сила корня сохраняется только в том случае, когда его выкапывает добрый человек. Наши земляки пытались продавать его на рынке за деньги, но целебные свойства его покидали, и корень начинал испускать зловоние.

— История эта интересна и одновременно необычна. Я две недели пасу у скалы коров, но ни разу не видел ручья, покажите мне его.

— Нам вначале придётся подняться на вершину, а затем по расщелине спуститься вниз, ручей виден только со стороны реки.

Мы с трудом спустились вниз, но я не испытывала страха, крепкая рука Валерия надёжно страховала меня.

— Лиза, как здесь тихо и только журчание воды напоминает мне ту старую легенду, а прозрачные капельки — слёзы Марии.

— Здесь бывает ещё одно удивительное явление: рано по весне, в день смерти Ярослава, тихий ручей наполняется большим количеством воды. Старые люди говорят, что Марья возвращается на уступ и оплакивает свою любовь. Мой дядька-геолог утверждает, что это поступает талая вода, но мне больше нравится объяснение старой легенды. Мне пора возвращаться домой, бабушка наверняка начала беспокоится.

Мы ещё несколько раз встречались с Валерием на той лавке. Он в основном молчал, а я не чувствовала себя неловко, тишина не напрягала меня и казалась такой естественной, проявлялось родство душ, здесь не нужны слова.

Однажды он спросил:

— Почему вашу корову зовут Муркой? Обычно этим именем называют кошек.

— Это ещё одна причуда моей бабули. Когда Мурка появилась на свет, она оказалась слабым телёнком и не могла сама встать на ноги. Через время мы стали замечать, что в хлев заходит кошка и тщательно вылизывает телёнка. Такое отношение нам показалось странным, но вскоре на скотный двор вышла наша тёлочка, она уверенно держалась на своих ножках, а кошка продолжала её опекать. Так и назвали корову Муркой.

— А вот мой дед не давал имен животным, он всегда был немногословным и редко мне рассказывал о своей жизни.

— Вы видимо унаследовали эту черту характера.

— Моя жизнь самая обычная и в ней мало интересного. Работа занимает всё моё время и внимание.

— А разве быть пастухом — это ответственная работа?

— Лиза, чуть позже я расскажу тебе обо всём, а пока хотел сказать, что был женат, но недавно нас развели. Это больная для меня тема, но я тебе обязан сказать.

Я вздрогнула от неожиданности, но мне очень хотелось услышать его рассказ.

— Вы видимо её разлюбили?

— Теперь я понимаю, что моё чувство было не любовью, а влюблённостью. Она сама обратила на меня внимание, заигрывала со мною, флиртовала. Она казалась мне внимательной и нежной. Она очаровала моё сердце, было чувство, что попал в сказку. Но в жизни всё наоборот, свадебный поцелуй превратил принцессу в жабу. Практически сразу она стала капризной и требовательной. Иногда дело доходило до скандалов. Её интересовали наряды, украшения, она подолгу болтала по телефону. По вечерам, когда я поздно возвращался с работы, меня ожидал не ужин, а очередная истерика. Ей хотелось ходить в рестораны, посещать выставки и блистать. Её нежность теперь распространялась и на моих друзей, всё чаще стали мне говорить, что она с ними флиртует. Последней каплей моего терпения стало её высказывание о деньгах, что только они приносят радость, и смысл её жизни состоит в умении их тратить. Жена сбросила маску, и открылось её истинное лицо, а мне стало страшно, что со мною рядом пустышка. Я перестал давать ей деньги, и она ушла. Развели нас быстро и воспоминания о той жизни воспринимаются мною как жуткий сон.

Валерий замолчал, а я поймала себя на мысли, что мне нужно разобраться в своих чувствах. Несколько дней мы не встречались, я постоянно вспоминала его рассказ и оказалось, что совсем его не знаю и есть какая-та часть его жизни — неведомая для меня. Я понятия не имела, кто его родители и где он работал до нашей встречи. Точно знала — он внук деда Поликарпа и живет в его избе.

Прошло время, и меня вызвали в город: наша клиника приобрела диагностическое оборудование, и мне необходимо было вникать в методики обследования. Эта работа занимала всё моё время, нагружала мой ум, но сердце было заполнено приятными воспоминаниями о времени, проведённом в деревне и радостью от общения с хорошим человеком. Но однажды моё восприятие изменилось: показалось, что волшебник коснулся своей палочкой моего лба и проявилось то чувство, которое я так долго ждала и так боялась. Скрывала его от самой себя — это чувство любви, настоящей, важной, когда не имеет значения кто он, где и кем работает. Остаётся только одно желание, чтобы он был рядом, и сердце бешено колотилось от мысли, что мы вместе.

В пятницу вечером тишину в моей квартире разбудил звук дверного звонка. Гостей я не ждала, поэтому и дверь открывать пошла не сразу. У самой двери я почувствовала аромат луговых трав, такой знакомый и трогательный. Открыла дверь и увидела его: глаза искрились лучиками света и от этого казались огромными, а главное, что их наполняло чувство такой же большой любви и нежности. В его руке был букетик из луговых цветов с таким пьянящим душу ароматом. Нам не надо было слов, разлука только укрепила наши чувства, а радость встречи наполняла сердца. Эти выходные мы провели вместе, не хотелось ни на минуту оставлять любимого. Тут и выяснилась его специальность — он оказался биологом, читает лекции в ветеринарной академии. В начале лета, находясь в отпуске, решил навестить деда в деревне. Двоюродный брат — деревенский пастух — сломал ногу и мой любимый решил, что его душевную рану может излечить тишина и покой окрестных лугов. Так в деревне появился новый пастух. А мне стало ясно: любовь не имеет границ и рушатся все преграды, разделяющие сердца, которые бьются в одном ритме.

 

В начале следующего лета наша семья посетила в деревне мою бабулю. Она с большой радостью взяла на руки нашу дочь — малышку Марию, продолжательницу нашего рода. А затем мы с мужем и дочкой направились к тому заветному месту, где возникли наши чувства и родилась крепкая любовь. Теперь у Марьиной скалы на лавке для влюблённых тесно друг к другу находились трое, и нам хватало места. Наша любовь принесла плод — маленький комочек спокойно посапывал, находясь в надёжных папиных руках. А я испытала счастье от того, что мой любимый рядом.

Когда родилась дочь, то не было сомнения в выборе имени — она была названа Марьей. Мы сидели молча на лавке у скалы, а манящий аромат луговых трав радовал наши души.

 
html counter